В конце ноября компании Coca-Cola и PingPing, занимающиеся
внедрением технологий мобильных платежей, подписали соглашение, согласно
которому вендинговые автоматы будут оснащены чипами NFC. Это позволит
клиентам оплачивать покупки в автоматах при помощи мобильных телефонов,
поддерживающих технологию Near Field Communication (NFC). Модернизация
"железных продавцов" начнется в декабре 2010 года.
По оценкам Национальной ассоциации автоматизированной торговли,
сейчас в России установлено всего 42 тыс. торговых автоматов (для
сравнения: в США - 6,8 млн), 12 тыс. из них - в Москве. Примерно 66,7% -
это кофе-автоматы, 23,8% - снековые автоматы (для продажи продуктов
питания), остальное - автоматы для продажи прохладительных напитков, DVD
и пр. Оборот рынка по итогам 2010 года достигнет 168 млн долларов,
рассчитывает ассоциация. "Автоматизированная торговая точка занимает не
более 1 кв. м и не более 2 м в высоту, она не препятствует проходу
граждан к важным объектам инфраструктуры, не загораживает и не портит
городской ландшафт", - отмечает руководитель НААТ Борис Белоцерковский.
По его мнению, при поддержке властей за счет уличных установок общее
количество автоматов в Москве могло бы удвоиться в течение года, что
дало бы дополнительно около 48 млн долларов оборота. Это особенно
актуально в свете постановления правительства о ликвидации только в ЦАО
около 70 и перемещении 600 киосков. "Правда, после кризисного 2009 года
механические продавцы приносят дохода на 20% меньше, - комментирует
генеральный директор компании "Комплекс вендинг" Евгений Жбрыкунов. -
Однако это не повод считать этот бизнес малопривлекательным. Главные
преимущества вендинга: нет расходов на зарплату персоналу. Нет и затрат
на рекламу, ведь автоматы "продвигают" сами себя. Да и "хлебных" мест
еще предостаточно. По оценкам экспертов, отечественный рынок заполнен
всего на 15%. А в регионах, неизбалованных благами цивилизации, эта
экономическая ниша практически пустует".
Минусы вендинга: автоматы пока не умеют закупать припасы и о
неполадках не предупреждают заранее. Прибавьте сюда возможные сбои в
электропитании, ветхие (а то и фальшивые) купюры, вандализм.
Кроме того, есть ряд ограничений на продаваемые товары. Общее
ограничение касается розничной торговли сигаретами, пивом и спиртными
напитками по времени и возрасту. "Некоторые автоматы можно
запрограммировать по времени продажи, но возраст автомат не умеет
устанавливать, - отмечает Жбрыкунов. - Это можно регулировать рядом
законодательных инициатив: к примеру, если в России будут электронные
паспорта и правительство примет возможность установления возраста
покупателя в торговом автомате. Но даже после этого сигареты продавать
невыгодно, так как установлена фиксированная розничная цена. Также
запрещена вендинговая торговля медикаментами, но есть список товаров из
этой отрасли, которые можно продавать в автомате. К ним могут относиться
средства гигиены, витамины, БАД. Для медикаментов также введен закон о
ценовой политике, поэтому, даже если разрешат продажу лекарств в
автоматах, это также будет невыгодно".
"Преимущество вендинговой торговли в низком стартовом капитале. Кроме
того, из коммуникаций для автомата нужно только электричество, -
рассказывает г-н Белоцерковский. - К водопроводу у нас аппараты не
подключают из-за качества воды и сложностей подключения. Некоторые
компании подключают автоматы к мобильной связи, и в случае остановки
торговли автомат сам звонит владельцу. Успех бизнеса на 90% определяется
местом установки автомата. Месторасположение должно быть "проходным", с
большой концентрацией людей: офисный центр, вокзал, учебное заведение,
переход метро, оживленная улица и т.п. Место, а также ассортимент
ближайших торговых точек часто определяют вид реализуемого через автомат
товара. Например, автомат по приготовлению дорогих свежевыжатых соков
может оказаться вполне прибыльным в аэропорту, где собирается
обеспеченная публика, и вряд ли будет пользоваться хорошим спросом в
учебном заведении. Что касается производителей автоматов, то одними из
первых в России появились южнокорейские машины производства Samsung и
Necta. Сегодня, по мнению специалистов, крупнейшими операторами рынка
выступают Coca-Cola и Nestle".
"Однако сейчас существование вендингового бизнеса в нашей стране
находится под вопросом, - отмечает генеральный директор компании
"Кафе+Ко Рус" Александр Бугаев. - Дело в том, что до 2005 года компании
работали согласно протоколу Государственной межведомственной экспертной
комиссии по контрольно-кассовым машинам, год за годом продлевавшей
временное разрешение на работу торговых автоматов без использования
контрольно-кассовых машин. Но в 2006 году протокол продлен не был, а
затем комиссию расформировали. Фактически сейчас все вендинговые
операторы должны подчиняться Федеральному закону N54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники", но в его перечне торговых автоматов нет.
Таким образом, по закону получается, что все автоматы, работающие в
России сейчас, работать не должны, если они не пробивают каждому
покупателю чек. А чек ни один из них не пробивает, поскольку
контрольно-кассового устройства в их конструкции не предусмотрено. Сами
налоговики не знают, как им поступать, и поэтому владельцев автоматных
сетей пока не трогают. Можно, конечно, посадить рядом с автоматом
продавца, выбивающего чек, но тогда теряется весь смысл вендингового
бизнеса. Можно оснащать автоматы контрольно-кассовым устройством, но
пока подобных изделий просто нет, и к тому же в карточке к каждому
кассовому аппарату должен быть указан адрес его местонахождения. Это
практически невозможно, так как вендинговый бизнес очень гибкий, и часто
фирмы вынуждены ежемесячно менять места установки чуть ли не 20 машин".
Несмотря на технические и административные сложности, вендинг, по
оценкам аналитиков, еще несколько лет будет расти теми же темпами, что и
последний год. Екатерина
Калышева
"Российская Бизнес-газета"
№778
(45)
от 30 ноября 2010 г.
|