Инспекторы не вправе доначислить налог на прибыль и отказать в вычете НДС, если оплата подтверждена кассовыми чеками с ККТ, не зарегистрированной в инспекции. По мнению суда, компания не должна отвечать за регистрацию кассы поставщика в налоговой (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.06.14 № А66-10729/2012). Инспекция не приняла расходы на закупку бензина и отказала в вычете НДС. Претензий к накладным и счетам-фактурам не было, но не приняты кассовые чеки на оплату товара. В них указан номер ККТ, не зарегистрированной в ИФНС.
Аргументы для суда. Сам факт приобретения товара не опровергнут. Регистрация ККТ - обязанность продавца, и покупатель не в состоянии контролировать ее исполнение. Единственное, что может сделать налогоплательщик, - это убедиться в том, что в кассовом чеке есть информация, требуемая пунктом 4 Положения по применению касс (введено постановлением Правительства РФ от 30.07.93 № 745). Это наименование поставщика, его ИНН, номер кассовой машины, сумма покупки и пр. В комментируемом случае все сведения внесены. Суд отменил доначисления.
Дополнительные доводы. В подобных конфликтах желательно подтверждение проявления осмотрительности: получение от контрагента копии свидетельства о регистрации, доверенности на представителя и других документов (постановление ФАС Московского округа от 22.02.13 № А40-17394/12-91-80). Или наличие актов сверки, свидетельствующих об отгрузке товара покупателю и произведенной им оплате (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.06.11 № А45-21995/2010), или документов на последующую реализации закупленных товаров налогоплательщиком (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.02.11 № А81-2035/2010). Также можно ссылаться на письмо контрагента, подтверждающего оплату товара, либо показания кладовщиков, удостоверяющих оприходование ценностей.
Доводы против доначислений, если регистрация ККТ не пройдена.
1. Сам факт приобретения товаров не опровергнут. Цена, указанная в спорных документах, соответствует рыночной, и это подтверждено заключением эксперта. Тогда инспекция обязана принять расходы (постановление Президиума ВАС РФ от 03.07.12 № 2341/12) (ФАС Поволжского округа от 26.02.14 № А57-19446/2012);
2. Приобретены запчасти, что подтверждено не только чеками, но и накладными. Они установлены на технику налогоплательщика, доказательство - договоры и акты на ремонт. Выполнение данных работ не оспаривается чиновниками, отказ в принятии затрат незаконен (ФАС Поволжского округа от 26.09.12 № А57-25068/2011);
3. Подтверждая реальность операций, контрагент выслал в ИФНС копии документов, показывающих сотрудничество с налогоплательщиком (акт сверки, накладные, приходные кассовые ордера, карточку счета 50…) (ФАС Поволжского округа от 11.07.12 № А12-16788/2011);
4. Товар частично оплачен по безналичному расчету, и эти операции признаны инспекцией. По ним имеются накладные, договоры и счета-фактуры, аналогично оформленные при спорной наличной оплате. Эта идентичность показывает: ко всем операциям нужен общий подход. Признавая «безналичные» расходы, ИФНС подтверждает сотрудничество налогоплательщика и контрагента. Оприходование товара по «наличным» закупкам не опровергнуто. Значит, нужно признать все затраты и вычеты (ФАС Северо-Западного округа от 10.10.13 № А66-13511/2011);
5. Сведения о регистрации ККТ не упомянуты среди общедоступных. Они, как следует из статьи 102 НК РФ, относятся к налоговой тайне, и покупатель не может их проверить. Инспекцией не доказана фиктивность закупок, доначисления незаконны (ФАС Северо-Западного округа от 14.03.13 № А52-1567/2012);
6. Необоснованно утверждение об отсутствии регистрации ККТ. Налогоплательщик сдал копию карточки регистрации ККТ, оформленную в инспекции и запрошенную у продавца. В ней указан тот же номер кассового аппарата, что и на спорных чеках (ФАС Северо-Западного округа от 06.02.12 № А52-770/2011);
7. Оплата подтверждена не только кассовыми чеками, но и квитанциями к приходниками. Для доставки товара арендован транспорт, и это не оспаривается чиновниками. Значит, не опровергнуто получение ценностей и их оприходование (ФАС Центрального округа от 15.07.13 № А48-2869/2012);
8. Инспекция отказала в вычете НДС, но у налогоплательщика есть счета-фактуры, накладные, документы на перевозку и оприходование спорных товаров. Ссылку чиновников на недочеты в кассовом чеке следует отклонить, поскольку оплата необязательна для вычета НДС (ФАС Центрального округа от 24.02.12 № А14-1076/2011);
9. Руководитель контрагента опрошен в суде. Он подтвердил отгрузку товаров налогоплательщику. Это свидетельствует о незаконности доначислений (ФАС Центрального округа от 20.07.11 № А54-4739/2009С4);
10. Получена информация от организации, отгружавшей товары поставщикам. Из нее очевидно, что контрагенты закупали товары, впоследствии проданные налогоплательщику. Фиктивность его расходов не доказана (ФАС Центрального округа от 20.01.11 № А54-1488/2010-С13).
Судебная практика
Инспекция может выиграть спор, когда доказана фиктивность закупок или установлены обстоятельства, свидетельствующие о нереальности сделок. Если же оприходование товара не опровергнуто, то работа поставщика на незарегистрированной кассовой технике не причина для доначисления. Так сообщал арбитраж, поддерживая налогоплательщиков. Для примера сошлемся на постановления ФАС Волго-Вятского округа от 09.08.11 № А31-6836/2010, ФАС Поволжского округа от 18.04.13 № А72-5955/2012и ФАС Центрального округа от 21.04.14 № А68-5200/2013.
Источник
|