Воскресенье, 22.12.2024, 06:33
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Рекомендуем ЦТО ККТ
  • Аманит
  • Оверс ЛТД
  • Пятерка и К
  • Санкт-Петербург-90
  • Сервис
  • Тех Центр
  • Эльфарм
  • Форма входа
    Поиск
     
    Главная » 2012 » Июль » 2 » Деньги без запаха.
    09:05
    Деньги без запаха.


    Сегодня уровень развития экономики Азербайджана, увеличение числа субъектов предпринимательства, объема денег в обращении делают необходимыми изменения в инфраструктуре безналичных платежей и снижение доли наличных операций.
    Безналичные расчеты являются преобладающими в силу их несомненных преимуществ перед расчетами в наличной форме. Если бы эти деньги [наличная денежная масса] находились на счетах в кредитных организациях, то это был бы существенный ресурс, который можно было бы направить на кредитование экономики и физических лиц.
    По данным Центробанка Азербайджана, 65,3 процентов денежной массы находится в руках населения, а, к примеру, в странах Западной Европы обратная картина: порядка 90 процентов денежного оборота приходятся на безналичный расчет и только 10 процентов - на наличный. В передовых странах мира граждане редко носят с собой наличные, практически везде оплата производится посредством пластиковых карт.
    Соответственно, сегодня основной задачей отечественных банков является популяризация безналичных расчетов, чтобы изжить остатки порой консервативного мышления азербайджанских граждан, предпочитающих носить с собой наличность.
    Безналичные расчеты имеют множество преимуществ:
    - гибкость расчетов, так как могут обслуживаться "цепочки" сделок с различными доплатами,
    - наличие банковских документов, т.е. легкая доказуемость проведения расчетов,
    - невозможность мошенничества с фальшивыми деньгами, "куклами" и т.п.,
    - уменьшение расходов, связанных с перевозкой наличности, ее учетом и хранением,
    - неограниченный срок хранения денежных средств на счетах банка,
    - отсутствие кассы и необходимости ее обслуживания и т.д.
    Среди недостатков можно выделить:
    - вероятность опасности столкнуться или попасть в зависимость от "проблем" банка, то есть с затруднениями или даже невозможностью перевести или снять деньги со счета,
    - увеличение расходов, связанных с появлением различных дополнительных выплат банку за произведенные операции,
    - необходим регулярный поток денежных средств для оплаты услуг банка и выплаты заработных плат сотрудникам, что не очень удобно для начинающих малых предпринимателей,
    - требуется постоянное взаимодействие с банком, что включает определенные затраты.
    В основном, данный вид расчета имеет явные преимущества перед наличным расчетом, а недостатки можно устранить, если тщательно подойти к вопросу выбора банка и работать в рамках действующего законодательства.

    Проблемы

    К сожалению, но факт: несмотря на то, что сегодня банковскими картами обладает уже большая часть населения от мала до велика, степень их "оборота" в торговом секторе очень низка. Причины этого общеизвестны - о них говорилось и писалось достаточно - это и нежелание как торговых и прочих объектов устанавливать у себя POS-терминалы или принимать карточки для оплаты купленного товара или оказанной услуги, так и населения - ввиду низкого уровня осведомленности о возможностях и удобстве безналичных расчетов. Хотя во многих случаях второе вытекает из первого - наткнувшись пару раз на отказ от расчетов по пластиковой карте, люди переставали доверять им, предпочитая заведомо обналичивать деньги посредством банкоматов.
    С этого года за устранение существующих проблем взялись всерьез. Сегодня на фасадах почти всех объектов торговли и услуг можно увидеть оповещения о том, что здесь можно расплатиться картами Visa, MasterCard.
    Напомним, что в своем выступлении на заседании Кабинета министров в январе этого года глава государства заявил, что положение дел в этой области в Азербайджане не должно отличаться от ситуации в развитых странах. "Кредитные, платежные карты должны использоваться в каждом пункте, каждом торговом объекте, каждом ресторане. В этом случае налоговая база, конечно, будет автоматически расширяться без всяких усилий", - отметил Президент Ильхам Алиев.
    Работа в этом направлении проводится еще с 2005 года на основании Государственной программы по развитию национальной платежной системы в Азербайджанской Республике на 2005-2007 годы, согласно которой в магазинах и объектах быта было предписано установить POS-терминалы. Имелись также распоряжение Кабинета министров от 3 февраля 2006 года, определяющее критерии их установки, и график поэтапного внедрения по территориям в течение 2006-2007 годов.
    Несмотря на стремление правительства стимулировать процесс, особого желания со стороны предпринимателей поддержать эти начинания все еще нет. Да, практически во всех государственных учреждениях и многих частных структурах заработную плату работникам перечисляют на банковские карточки, почти по всему Азербайджану пенсионеры также получают пенсию через банкоматы, такая же система применяется и при выдаче стипендий, социальных пособий. Но! Все это шаги со стороны правительства. Отдача же со стороны бизнеса минимальная.
    Сегодня, по большому счету, расплатиться посредством банковской карточки можно лишь в брендовых бутиках, на худой конец - в крупных супермаркетах, да и то, рискуя напороться на недовольную мину продавцов. И дело не только в отсутствии достаточных навыков по использованию POS-терминалов. Как обычно, все в данном вопросе упирается в финансовый аспект, а иначе говоря, в невыгодность безналичных операций. Здесь и высокие банковские тарифы, и применение 18-процентного НДС - все это делает безналичные расчеты непривлекательными для владельцев объектов розничной торговли, быта и других услуг.
    Впрочем, низкий уровень осведомленности населения о преимуществах и удобствах данного метода оплаты также обуславливает торможение развития системы. Так, хотя на текущий момент посредством банковской карточки можно оплатить практически все коммунальные услуги, не выходя из дома, подавляющее большинство азербайджанцев предпочитает выстаивать очереди в банках и передавать деньги из рук в руки, получив заветный квиток об оплате.
    Между тем в правительстве, а конкретнее в министерстве по налогам, которое совместно с Центробанком регулирует данный вопрос, называют еще одну причину низкой популярности этого метода оплаты у представителей бизнеса - он существенно мешает махинациям по уклонению от налогообложения.

    Стимулы

    В рамках мероприятий по стимулированию безналичных расчетов в настоящее время обсуждается возможность внедрения дифференцированных ставок по НДС. Целесообразным считается снижение ставки НДС для розничной торговли при проведении платежей посредством карточек. Для стимулирования населения и предпринимателей к проведению безналичных расчетов есть идея о снижении ставки НДС вдвое, до девяти процентов.
    Не так давно в Италии в целях борьбы с неуплатой налогов был принят закон об ограничении использования наличных при покупках от тысячи евро. В Латвии при покупках на сумму более 1,5 тыс. евро расчеты могут быть проведены наличными деньгами, однако, торговое предприятие обязано идентифицировать владельца и передать данные о покупке в налоговые органы.
    Законодательные ограничения на наличный оборот не исключает и российский минфин. Уже к 1 сентября правительство должно подготовить предложения по стимулированию безналичных расчетов, в связи с чем обсуждается введение запрета на крупные покупки за наличные деньги свыше 600 тысяч рублей.
    Азербайджан планирует ввести ограничения на операции по купле-продаже в рамках одной сделки и в течение одного месяца в наличной форме, скорее всего, с 2013 года.
    В проекте изменений и дополнений в Налоговый кодекс предлагается ввести лимит на проведение физическими лицами операций в наличной форме в рамках одной сделки на уровне пяти тысяч манатов, а в течение месяца - в объеме 20 тысяч манатов. За нарушение данного предела будут применяться финансовые санкции.
    Обсуждается также возможность внедрения льготных налоговых ставок, в основном для пользователей POS-терминалов.
    Актуальным также остается вопрос банковских комиссий, которые банки взимают с компаний, осуществляющих расчеты с клиентами в безналичном порядке. В случае с магазинами устанавливается договоренность об уплате процентов с оборота по транзакциям. Обычно этот процент составляет от 2,5 процентов и выше, так как 1-1,6 процента из них выплачиваются банку-эмитенту. Можно надеяться, что диалог между налоговыми органами и банками решит также и эту проблему.
    В целом подготовлен пакет предложений по стимулированию безналичных расчетов в Азербайджане, одним из пунктов которого была разработка специальной государственной программы на период 2012-2016 годы. Основными целями госпрограммы будут обеспечение эффективного использования потенциала электронных платежных систем, расширение нормативно-правовой базы, вопросы информирования.
    Иными словами, целью программы является повышение возможностей доступа бизнеса, различных групп населения к этим электронным услугам.

    Экономическая безопасность

    Увеличение доли безналичных платежей в нынешних условиях также играет очень важную роль для обеспечения экономической безопасности страны: с 2003 года ВВП страны вырос в семь раз, бюджетные доходы - в 12,8 раза, налоговые поступления - в 6,6 раза, инвестиции - в 3,4 раза, денежные доходы населения - в 5,3 раза. Ежедневные капиталовложения в Азербайджане сегодня достигают 35 миллионов манатов, что выводит страну в список быстроразвивающихся стран.
    ВВП страны превышает 50 миллиардов манатов [по итогам 2011 года], в обороте находятся 11,2 миллиарда манатов, из которых в наличном виде - 7,3 миллиарда манатов.
    В настоящее время доля безналичных расчетов в ВВП в Азербайджане составляет 14,6 процентов, тогда как в прибалтийских странах этот показатель находится на уровне 40-45 процентов, России - 32 процентов, Турции - 25 процентов. Этот показатель в Азербайджане вырос с двух процентов в 2005 году, но в данной сфере многое еще предстоит сделать.
    Доля безналичных расчетов в денежном обороте страны выросла с 13,5 процентов в 2005 году до 34,7 процентов на сегодня. Азербайджан определил для себя в качестве ориентира достижение уровня стран - основных торговых партнеров.
    Экономисты подсчитали, что ускорение безналичных расчетов на один день дает прирост годового валового продукта на 1,5-2 процента. В частности, уменьшение объема наличности в экономике страны влечет за собой сокращение расходов по обслуживанию наличности, снижает масштабы теневой экономики, уклонение от налогов и дает толчок развитию банковского оборота.
    Повышение объема безналичных платежей является одним из основных источников значительного расширения налогооблагаемой базы, поэтому Азербайджан намерен в ближайшее время достичь в этом направлении уровня передовых стран Европы.

    Инфраструктура

    Сегодня в республике уже создана необходимая инфраструктура для проведения безналичной оплаты, будь-то в торговой сети или объектах обслуживания. За пять лет число банкоматов выросло в 2,7 раза до 2168, POS-терминалов - в 21 раз до 33 568 единиц.
    По данным министерства по налогам, с февраля по май 2012 года на 14 тысячах объектах в Баку было установлено и зарегистрировано более 17 тысяч POS-терминалов.
    В настоящее время в республике в 26 443 объектах установлено 30 940 активных POS-терминалов, из которых 28 976 или 93,7 процента - в объектах в Баку. В Баку практически завершен процесс установки POS-терминалов в гостиницах, на АЗС, в объектах торговли и услуг, отдыха и развлечений, медицинских учреждениях.
    В частности, на АЗС началось применение контрольно-кассовых аппаратов, исключающих случаи заправки нефтепродуктами и сжиженным газом без предоставления чека.
    Кроме того, активно идет процесс установки POS-терминалов в сфере транспорта. Такие аппараты установлены в более 830 такси, и с их помощью производится расчет с использованием пластиковых карт магнитного, чипового и сенсорного типа.
    Если раньше в течение дня была возможна регистрация 15-20 POS-терминалов, то в настоящее время эта цифра доведена до 300-400 устройств. Также с целью ускорения процесса регистрации POS-терминалов совместно с процессинговыми центрами используется соответственное программное обеспечение, и POS-терминалы регистрируются в режиме online.
    Наряду с этим, в обращении также увеличивается количество пластиковых карт, и их число уже доведено до 4,75 миллиона пластиковых карт.
    На сегодня в стране для расширения охвата безналичных платежей используются такие направления, как оплата налогов и госпошлин посредством интернета; в рамках реализации госструктурами проектов по программе "Электронное правительство" увеличиваются ассортимент электронных услуг, предлагаемых банками, число POS-терминалов, услуг, предлагаемых почтовым оператором в районах и сельской местности.
    До конца 2012 года в портал государственных платежей, созданный на платформе Централизованной информационной системы по массовым платежам (KOMIS) при Центробанке, планируется интеграция внутренних информационных систем министерства внутренних дел, Государственного таможенного комитета, Государственного фонда социальной защиты, Государственного комитета по ценным бумагам, министерства здравоохранения и других государственных структур.
    С августа 2011 года созданы условия для выплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения с использованием современных механизмов оплаты.
    Благодаря новым возможностям, упрощен процесс приема оплат, сводятся к минимуму возможные ошибки, обеспечивается автоматическая обработка платежных транзакций во внутренней информационной системе Агентства государственного казначейства.
    Посредством портала в 2011 году среднесуточное число платежей было доведено до 64 тысяч на сумму 1,05 миллиона манатов в день.
    Безусловно, Азербайджан в будущем полностью перейдет на безналичные расчеты - к этому постепенно приходит весь мир. Важно лишь учитывать принципы, на которых основываются безналичные расчеты, - они должны быть своевременны, бесперебойны, надежны, безопасны и экономичны.


    Илаха Халилова, заместитель главного редактора АМИ Trend по экономике
    Просмотров: 1390 | Добавил: Пятерка | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    СПб ОС по ККТ © 2024
    Наш опрос
    Создание общероссийского объединения сервисных центров, занимающихся онлайн-ККТ
    Всего ответов: 141
    Календарь
    «  Июль 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031
    Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Бесплатный хостинг uCoz