В условиях бюджетного дефицита правительство старается увеличить налоговые сборы с розничного бизнеса. В частности, в Госдуму поступил законопроект об электронных кассах, передающих информацию о всех проводимых платежах в налоговые органы в режиме онлайн. «Лента.ру» попыталась разобраться в деталях этого вопроса.
Контрольно-кассовая техника (ККТ) переводится на новые рельсы постепенно. Добровольный этап применения онлайн-ККТ начнется 1 апреля. Но уже со следующего года зарегистрировать в налоговых органах можно будет только технику, снабженную модемом и фискальным накопителем.
Обязательными онлайн-кассы станут с 1 июля 2017 года. Еще через полгода, с января 2018-го, их придется установить даже той части малого бизнеса, которой сейчас кассы не требуются — это в первую очередь касается предпринимателей, работающих по упрощенной схеме отчетности. «Вмененку» упразднят, а использующих ее предпринимателей переведут на патент, пишет «Коммерсантъ».
Кому плюсы
Нововведение было вполне ожидаемым: эксперимент по онлайн-передаче данных в налоговую проходил в конце 2014-го и начале 2015 года. «В нем участвовали несколько ретейлеров в качестве тестировщиков системы, а также несколько интеграторов, чье оборудование и програмнное обеспечение (ПО) передавали данные о продажах в онлайне», — рассказывает Алексей Шабанов, менеджер по продукции системного интегратора ГК «Пилот».
Предполагалось, что закон заработает с 1 января 2016 года, но проект не успели внести в Госдуму, и бизнес получил отсрочку — документ вступит в силу через месяц после официального опубликования. Однако уже сейчас он вызывает бурную дискуссию в деловом мире. И больше всего вопросов и волнений, естественно, у представителей малого и среднего бизнеса.
Конечно, это логичный шаг от бумажной волокиты к современным технологиям. «С точки зрения регулятора, онлайн-кассы позволяют легче администрировать потоки наличных денежных средств и сократить внутренние издержки на администрирование старой кассовой техники: сейчас во всех налоговых инспекциях под процесс постановки кассовой техники на учет заняты целые отделы», — рассуждает генеральный директор онлайн-сервиса для управления магазинами «Мерката» Антон Еликов.
Тем не менее основной смысл законопроекта — увеличить эффективность сбора налогов в условиях бюджетного дефицита. Так что данная инициатива вполне вписывается в общий тренд пополнения государственной казны за счет источников, которые в период дорогой нефти не рассматривались всерьез. По мнению Еликова, конечная цель — введение налога с продаж для всех участников рынка. «Именно поэтому закон вводится поэтапно. Но к 2018 году онлайн-кассы будут у всех», — говорит Антон Еликов.
Правительство подчеркивает, что задача новой системы — не только повышение собираемости налогов, но и снижение теневого оборота наличности. Но приведет ли ужесточение контроля за платежами к заветной цели? С одной стороны, взыскания за невыполнение требований будут высоки. Так, нарушение оператором законодательства о применении ККТ при осуществлении расчетов с использованием наличных или электронных средств платежа повлечет для должностных лиц штраф от 40 тысяч до 50 тысяч рублей, для юрлиц — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
С другой стороны, считает гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов, манипулированиями с кассовым аппаратом грешат в основном небольшие магазины и предприятия общепита. Причем самый распространенный способ получения неучтенных наличных — когда продавец вообще не проводит по кассе полученную сумму, не пробивает чек. А в общепите бывает так, что в роли чека выступает так называемый предварительный чек — собственно, счет. «Каким образом новая система заставит их применять ККТ — непонятно», — отмечает эксперт.
Кому минусы
В то же время решать задачу по наполнению казны придется за счет добросовестных игроков рынка, которым предстоят немалые траты: многие кассы и фискальные регистраторы, имеющиеся сейчас на рынке, с принятием закона превратятся в тыкву, поскольку технически не могут быть адаптированы под новые требования. Финансовая нагрузка на предпринимателей увеличится, уверен предприниматель, гендиректор юридической компании Urvista Алексей Петропольски.
Во-первых, по его словам, кассовые аппараты, снабженные модемом и фискальным накопителем, обойдутся гораздо дороже сегодняшних, которые стоят в среднем 15 тысяч рублей. Какая-то часть оборудования подлежит модернизации, «но эта процедура, по нашим оценкам, будет стоить 10-20 тысяч рублей за одну кассу», — добавляет Антон Еликов.
Во-вторых, бизнесу придется оплачивать услуги операторов за хранение данных и их передачу, а также услуги связи и интернета. «Если крупным игрокам рынка такие затраты еще под силу, то что говорить о малом бизнесе (особенно в регионах), рентабельность которого за последний год снизилась в разы?» — задается риторическим вопросом Петропольский.
Кроме расходов непосредственно на обновление ПО и технологическое оснащение торговых предприятий, ретейлу придется столкнуться еще и с дополнительными тратами на переобучение персонала. Эти процессы не только дорогостоящие, но и требующие немало времени, добавляет Михаил Александров, партнер адвокатского бюро А2. «По сути, мы говорим о том, что государство применяет меры, осложняющие и без того непростые условия выживания для 80-90 процентов бизнеса — такова доля розничной торговли в структуре малого и среднего бизнеса», — говорит эксперт.
Сложнее всего придется рознице, торгующей алкоголем, считает Анна Соловьева, эксперт компании «СКБ Контур». Сначала их коснулись изменения в части ЕГАИС (с 1 января 2016 года магазины обязаны подтверждать в ЕГАИС факт закупки алкоголя, а с 1 июля 2016 года — факт продажи — прим. «Ленты.ру»), а теперь потребуются и доработки в связи с новой системой ККТ. Ситуацию может улучшить появление в ближайшее время оборудования и программного обеспечения, соответствующего и требованиям ЕГАИС, и закону о ККТ. Но когда оно появится, пока неясно.
Так что если кто и выиграет от нововведения, так это производители и продавцы новой техники, а также обслуживающие сервисные службы, добавляет Ирина Парулева, эксперт АКГ «Градиент Альфа» по управлению правовыми и налоговыми рисками. По оценкам Еликова, после 2018 года, когда применение закона станет повсеместным, количество касс увеличится на 1,5-2 миллиона штук. В целом, по оценкам Минэкономразвития, только те, кто сейчас вообще не применяет ККТ в силу закона, потратят около 20 миллиардов рублей на новую кассовую технику.
В итоге рост цен на товары в результате этой реформы неизбежен, уверены опрошенные «Лентой.ру» эксперты. Ретейл поспешит хотя бы частично переложить свои расходы на клиентов, уверен Сергей Еремин, старший юрист международный юридической фирмы Herbert Smith Freehills. «Граждане потеряют в том числе и из-за подорожания товаров и услуг, стоимость переоборудования ККМ будет заложена в цены», — соглашается Маргарита Горшенева, директор по развитию QB Finance. По ее мнению, можно ожидать повышения цен еще на 3-5 процентов к уже имеющейся инфляции в 15 процентов.
Алексей Петропольский считает, что вследствие реформы многие представители малого и среднего бизнеса могут оказаться просто вне закона, а другие и вовсе уйдут с рынка. Ведь маржинальность бизнеса в кризис снижается, и любые дополнительные затраты сейчас воспринимаются крайне негативно. Технические нововведения для бизнеса, может, и необходимы с фискальной точки зрения, но время для этого выбрано неудачное — в период кризиса дополнительная нагрузка не стимулирует экономику и предпринимательство, а наоборот, ведет к ослаблению конкуренции.
Источник.
|