Британские эксперты предрекли конец бумажным чекам в магазинах. В ближайшие годы супермаркеты начнут присылать покупателям чеки по электронной почте, и традиционные кассовые аппараты уйдут в прошлое. Из Лондона - корреспондент радио "Вести ФМ" Елена Балаева. Первыми отказаться от бумажных чеков, подтверждающих оплату при покупке, решила компания "Эппл". В своих лондонских магазинах производитель "Айфонов" и "Айпадов" каждому покупателю по желанию выдает не чек, а отправляет письмо по электронной почте на адрес, указанный покупателем. Выгода очевидна - не надо тратиться на бумагу, которая в итоге окажется в мусорном ящике. Чек ведь не книга, на полку его никто не ставит. Идея понравилась и остальным британским ретейлерам, конечно, не без лоббирования со стороны фирм, разрабатывающих новые системы оплаты, среди них компания IBM. Как пишет британская пресса, первыми отказаться от бумажных чеков собирается крупнейшая сеть недорогих британских супермаркетов "Теско". На кассе покупателю предложат заплатить наличными, кредитной или дебетовой карточкой, а чек отправят по электронке. Правда, в отличие от магазинов "Эппл", посылать подтверждение о покупке будут не на личный адрес гражданина, а на адрес специальной почты, доступ к которой получит каждый покупатель, зарегистрированный в сети "Теско". А таких в Британии очень много. Подавляющее большинство британцев ходят за продуктами в супермаркеты. Всего в стране существуют около десятка сетей. Но самыми популярными считаются недорогие "Теско", "Сейнсберис" и "Моррисон". Они завлекают британцев постоянными скидками, распродажами и акциями - купи одну вещь, вторую получишь бесплатно. Как итога в них отоваривается около 90 процентов населения страны. Плюс сообщают магазинам свои адреса - электронные и почтовые, чтобы получать от супермаркета именные купоны на скидки и сообщения о новых распродажах. Так что для покупателей не будет большим сюрпризом, что и чеки они будут получать в электронном виде. По мнению специалистов, от бумажных подтверждений покупки британские супермаркеты откажутся уже в ближайшие 4-5 лет. А те покупатели, кто уже давно приобретает продукты в супермаркетах не лично, а онлайн, и их доставляют ему домой, и вовсе не заметят никакой разницы. Согласно последним исследованиям, 60 процентов британцев часто заказывают продукты по Интернету на сайтах популярных супермаркетов. При этом каждый третий из таких покупателей делает заказ через смартфон, когда едет в общественном транспорте. Пока ни одна другая страна в мире не может похвастаться такими цифрами онлайн продаж. Балаева Елена