Суббота, 21.12.2024, 17:34
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Рекомендуем ЦТО ККТ
  • Аманит
  • Оверс ЛТД
  • Пятерка и К
  • Санкт-Петербург-90
  • Сервис
  • Тех Центр
  • Эльфарм
  • Форма входа
    Поиск
     
    Главная » 2016 » Июнь » 30 » Будут ли с 1 июля аналоговые тахографы «вне закона»?
    10:40
    Будут ли с 1 июля аналоговые тахографы «вне закона»?

    Согласно внесенным изменениям в приказ Минтранса №273 с 1 июля 2016 владельцам грузовых транспортных средств необходимо перейти на цифровые тахографы. И, похоже, на этот раз сроки вступления в силу новой нормы законодательства сдвигаться не будут. Насколько готовы перевозчики к нововведениям? И, собственно, к чему им готовиться в связи с наступлением «дня Х»? Мы поговорили с экспертами, чьи точки зрения на предстоящие изменения, мягко говоря, не совпадают.

    Краткая история вопроса

    Одной из наиболее часто встречаемых причин смертности на дорогах является усталость водителя. А наиболее тяжелые ДТП связаны с усталостью водителей-профессионалов, управляющих транспортными средствами  категорий N3 – весом свыше 12 тонн. 

    Для решения данной проблемы, начиная с 2009 года, Правительством РФ был принято ряд мер, в том числе направленных на внедрение контроля за режимом труда и отдыха водителей:

    • в 2009 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 года началось внедрение нового типа тахографа, переход с аналоговых на цифровые тахографы.
    • в 2010 – 2011 годах началось массовое производство тахографов в рамках 720 Постановления Правительства РФ.
    • в 2013 году были введены дополнительные требования к тахографам в соответствии с 36 Приказом Минтранса при обязательном соблюдении 720 Постановления Правительства РФ. Введена прямая ответственности за отсутствие тахографа.
    • в 2015 году вступил в действие регламент Таможенного союза, с утвержденным переходным периодом до 01 июля 2016 г.
    • в конце 2015 года был опубликован Приказ №348, вносящий изменения в Приказ №273. 

    Отметим, что приказ Министерства транспорта РФ №36 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» содержит требования по оснащению автобусов и грузовых автомобилей, совершающих коммерческие перевозки, тахографами нового поколения, использующих средства криптографической защиты информации (СКЗИ).

    Предполагалось, что установка тахографов будет происходить в несколько этапов. С 1 апреля 2014 года тахографами с СКЗИ должны быть оснащены грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы, с 1 июля 2014 года - автобусы и грузовики массой более 15 тонн, с 1 сентября 2014 года грузовики массой от 12 тонн, с 1 апреля 2015 года — грузовики с массой от 3,5 до 12 тонн. 

    Для транспортных средств, уже оснащенных средствами контроля режимов труда и отдыха, был предусмотрен срок обязательного оснащения новыми тахографами - 1 января 2018 года.

    Однако, затем сроки установки цифровых тахографов были перенесены — и «точкой отсчета» стало 1 июля 2016 года.

    Аналоговые тахографы с 1 июля — под запретом?

    Прежде всего, надо оговориться, что для перевозчиков, осуществляющих международные перевозки и для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, требования к тахографам с 1 июля будут различны. 

    Для перевозчиков, осуществляющих международные автоперевозки, обязательными являются требования договора ЕСТР (Международное Соглашение, касающееся экипажей транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров). В этом случае перевозчики обязаны соблюдать следующие нормативные акты : ТР ТС 018/2011; ЕСТР; 127 ФЗ; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ. Аналоговые тахографы для международных перевозчиков разрешены. 

    Для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, обязательными являются требования законодательства РФ, в которых предусмотрен иной тип тахографа, не совместимый с ЕСТР. Технические требования к этому типу тахографов изложены в Приказе Минтранса № 36, а порядок оснащения - в Приказе Минтранса №273. В этом случае перевозчики должны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ; Постановление Правительства РФ 1213; Приказы Минтранса № 36, № 273, № 15, №348 (вносящий изменения в Приказ №273).

    Важно отметить, что эксплуатация  транспортных  средств  с  аналоговыми  тахографами для автоперевозчиков, осуществляющих внутренние рейсы, не  запрещена и не может  быть  запрещена  в  соответствии  с  действующим  законодательством,  вплоть  до  утилизации транспортного средства. Хотя некоторые перевозчики считают, что эксплуатация таких транспортных средств с 1 июля будет запрещена. Это не так.

    Источником недоразумения в данном вопросе стало письмо ФБУ Росавтотранс от 10.02.2016, в котором говорилось:

    Однако, позднее, — рассказывает Геннадий Линник, директор по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями ООО «АТОЛ ДРАЙВ», 29.02.2016 авторы данного письма разместили на сайте Росавтотранса дополнение к предыдущему письму, в котором подробно изложили правовую основу  оснащения транспортных средств тахографами. Согласно этому письму, запрет на эксплуатации транспортных средств с аналоговыми тахографами не вводится приказом Минтранса №348, однако за отсутствие  технического средства  контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к приказу Минтранса России N 36), или требованиям ЕСТР (далее  аналоговые контрольные устройства) на  транспортных средствах категорий  N2, N3, M2, M3, выполняющих внутрироссийские перевозки с 1 июля 2016 года сотрудниками контрольно-надзорных органов будет применятся  санкция статьи 11.23 КоАП. 

    Иными словами, хотя сами транспортные средства, оснащенные аналоговыми тахографами, под запрет не подпадают, за отсутствие цифровых тахографов с СКЗИ автоперевозчиков, выполняющих внутрироссийские перевозчики, с 1 июля могут оштрафовать, — заключает Г. Линник.

    Тахограф как объект технического регулирования

    Ни один  орган  государственной  власти  не  имеет  права  требовать  замены  аналогового  тахографа,  если  он имеет  или  имел сертификат  соответствия  на  момент  его  производства  /  установки, отвечающий законодательным требованиям, а значит безопасный в эксплуатации, - утверждает Максим Сухомлинов, директор сервисной службы тахографической мастерской. 

    Свою точку зрения эксперт аргументирует, отсылая к п.  65  таблицы  4  приложения  1 Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза» (ТР ТС 018/2011), который вступил в действие на территории Российской Федерации с 01 января 2015 года.

    Исходя  из  этого документа, на  тахограф  в  полной  мере  распространяются  требования  ФЗ-184   «О  техническом регулировании»,   в  частности  процедура  подтверждения  соответствия  действующему  законодательству.  На основании  статьи  20  Федерального  закона  №184  «О  техническом  регулировании»,  подтверждение соответствия заключается в процедуре сертификации. Результатом процедуры подтверждения соответствия действующему законодательству  является сертификат соответствия. 

    Так  как  на  основании  п.  65  приложения  10  Технического  регламента  о  безопасности  колесных  транспортных средств  Таможенного  Союза  (ТР  ТС  018/2011),  тахограф  является  компонентом  транспортного  средства,  то  и соответствовать  он  должен  требованиям  Технического  регламента  о  безопасности  колесных  транспортных средств Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011), что должно подтверждаться Сертификатом соответствия ТР ТС. Все сертификаты соответствия Техническому регламенту  о безопасности колесных транспортных средств подлежат обязательному учету и находятся в свободном доступе на сайте Росакредитации. 

    Таким образом, объясняет М. Сухомлинов, в соответствии  с  ч.1  статьи  54  Конституции  РФ:  «Закон, устанавливающий  или  отягчающий  ответственность, обратной  силы  не  имеет»,  — то есть все  тахографы  имеющие  на  момент  их  производства/установки  сертификаты соответствия  действующему  законодательству,  даже  после  окончания  срока  действия  самого  сертификата остаются «в законе». Наиболее распространенные аналоговые тахографы 1324 и 1318 имеют  или  имели  действующий  сертификат  соответствия  Техническому  регламенту  о  безопасности  колесных транспортных  средств.  Более  того,  эти  тахографы  внесены  в  Реестр  средств  измерений,  что  позволяет осуществлять  на  них  Государственную  поверку,  что  в  свою  очередь,  дает  юридическую  значимость  их показаний, а это, в соответствии с 102ФЗ «Об обеспечении  единства  измерений»,  позволяет таким тахографам участвовать в государственном контроле. Таким образом, как было сказано выше, Минтранс  РФ  не запрещает эксплуатацию транспортных средств с аналоговыми тахографами. Минтранс РФ не может своими нормативными правовыми актами  нарушать  закон,  резюмирует эксперт, такого  не  бывает.  

    Поэтому, настаивает М. Сухомлинов,  Минтранс  просто  рекомендует  переоснастить  только  те транспортные  средства  с  аналоговыми  тахографами,  на  которых  стоят  тахографы, не имеющие сертификата соответствия. К таким тахографам относятся TGK-100, 1319, 1314 и т.п.

    Однако и владельцам таких тахографов я бы не рекомендовал спешить с заменой и таких тахографов, - продолжает М. Сухомлинов. — 16  октября  2015  года  Правительство  РФ  издало  Постановление  №1108.  В  нем  определяются  органы исполнительной  власти  и  их  полномочия  в  области  соблюдения  требований  Технического  регламента  «О безопасности  колесных  транспортных  средств  Таможенного  союза».  Напоминаем,  что  тахограф  является компонентом  транспортного  средства,  а  следовательно  находится  в  сфере  влияния  этого  Технического регламента. 

    Органом,  осуществляющим  контроль  в  области  безопасности  колесных  транспортных  средств,  находящихся  в эксплуатации (а следовательно и их компонентов) теперь является Министерство внутренних дел, в частности ГИБДД. Таким  образом Министерство  транспорта  РФ  не  может  предъявлять  обязательные  требования  к  транспортным средствам  находящимся  в  эксплуатации,  а  равно  и  к  их  компонентам,  в  частности  тахографам.  Этот  факт подтверждается и статьей 4 пунктом 3 ФЗ-184 О техническом регулировании:

    Важно обратить внимание на следующую терминологическую тонкость, — продолжает М. Сухомлинов. — Приказ Минтранса №348 требует оснастить тахографами до 1 июля 2016 года те транспортные средства, у которых были установлены не аналоговые тахографы, а «аналоговые контрольные устройства». То есть тахографы, которые не имели и не имеют сертификата соответствия одному из Технических регламентов о безопасности колесных транспортных средств

    Таким образом, аналоговые тахографы в принципе не подлежат обязательной замене. Ни один  орган  государственной  власти  не  имеет  права  требовать  замены  аналогового  тахографа,  если  он имеет  или  имел  сертификат  соответствия  действующим  на  момент  его  производства  /  установки законодательным требованиям, а значит безопасных в эксплуатации. Приказы  Минтранса № 36, 273 , 348 носят исключительно рекомендательное значение в части технических требований, - заключает М. Сухомлинов.

    Решение Арбитражного суда Магаданской области от 13 мая 2016 года

    В подтверждение своей позиции М. Сухомлинов приводит решение Арбитражного суда Магаданской области от 13 мая 2016 года по делу между УГАДН Магаданской области и ПАО «Магаданэнерго» о тахографах, несоответствующих требованиям 36 приказа Минтранса 13 мая 2016 года: 

    —  Это первое в своем роде, в рамках которого было подробно разобрано все законодательство в области тахографии.  Суд признал, что наличие блока криптозащиты в тахографе носит исключительно рекомендательное значение и не является обязательным. 

    Действительно, ПАО «Магаданэнерго» обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным пункта 5 предписания Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015, в котором указано, что предприятие эксплуатирует транспортные средства для перевозки грузов и пассажиров, оснащенные тахографами модели Continental-VDО1381, не соответствующими установленным требованиям. К участию в деле в качестве третьего лица, была привлечена компания ООО «Торгмонтаж- Плюс», которая осуществляла установку тахографов на транспорт ПАО «Магаданэнерго».

    По итогам дела требования заявителя, Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго», удовлетворили. Предписание Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015 признали недействительным в части пункта 5. 

    ПП РФ № 1213 от 23.11.2012, Приказы Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 и № 273 от 21.08.2013, предъявляющие требования к тахографам, были признаны носящими исключительно рекомендательный характер, в том числе в части наличии в тахографе блока криптозащиты СКЗИ.

    Однако, Г. Линник обращает внимание на следующее существенное обстоятельство:

    — Прежде всего, нет никакого противоречия с Техническим  регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, так как порядок оснащения устанавливается нормативно правовыми актами Российской Федерации,  государство рассматривает средства  контроля за соблюдением водителями режимов движения как один из важнейших элементов обеспечения безопасности дорожного движения». Вот выдержка из ТР ТС 018 /2011 п. 14: «Конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами). Оснащение указанной аппаратурой транспортных средств  осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза. Требования настоящего пункта не применяются в отношении транспортных средств, указанных в статье 2 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)».

    Приказ Минтранса №36 был зарегстрирован Минюстом, и вступил в силу, — продолжает Г. Линник. — В соответствии со статьей 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации норма приказа Минтранса №36 может быть оспорена и признана незаконной только Верховным судом Российской Федерации. Решение Арбитражного суда Магаданской области от 6 мая 2016 года по делу № АЗ7-66/2016 не является оценкой законности приказа Минтранса №36. Таким образом, только Верховный суд РФ может признать приказ №36 не соответствующим нормам законодательства. Частью 3 статьи 4 Закона о техническом регулировании прямо предусмотрена возможность издания федеральными органами исполнительной власти актов в сфере технического регулирования, то есть предполагается, что требования технических регламентов не являются исчерпывающими и требования к продукции могут быть изложены в том числе и в иных актах. Производители тахографов с блоками СКЗИ получили Сертификаты соответствия требованиям  Технического  регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011. Таким образом, водители и юридические лицы, транспортные средства  которых не будут к 1 июля 2016 года оснащены  соответствующим оборудованием (а это тахографы с СКЗИ для  автоперевозчиков, осуществляющих внутренние перевозки) могут быть оштрафованы на сумму от 1 до 3 тысяч рублей для граждан и от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц.

    Заключительное слово экспертов

    Максим Сухомлинов:

    Минтранс, предъявив в своем приказе №36 требования технического характера (наличие в объекте технического регулировании тахографе блока криптозащиты), превысил свои полномочия. Полномочия в области технического регулирования принадлежат Минпромторгу.  В ФЗ 184 «О техническом регулировании» в главе 4 пункте 3 прямо написано – Органы исполнительной власти могут издавать нормативные документы в области технического регулирования только рекомендательного характера. А Минюст приказ №36 регистрирует как обязательный.

    В результате в течение последних трех  лет транспортники оснащали и переоснащали свои автомобили  тахографами, с избыточными, необязательными требованиями, теряя миллионы рублей, что никак не отразилось на безопасности дорожного движения в целом. Итак результат на сегодня. По данным ФБУ Росавттранс с 2013 год по март 2016 года установлено чуть меньше 400 000 тахографов с СКЗИ. По данным ГИБДД того же периода — аварийность по оговоренным категориям транспорта не снизилась. Приказ Минтранса №36 может носить только рекомендательный характер, и, значит, аналоговые тахографы не подлежат обязательной замене. 

    Геннадий Линник: 

    — Прежде всего замечу, что ГИБДД как раз, наоборот, заявляет, что по оговоренным категориям транспорта аварийность снизилась и призывает оснащать тахографами с СКЗИ транспортные средства физических лиц, по которым статистика показывает рост аварийности.

    Наша организация «АТОЛ  ДРАЙВ» не имеет никакого отношения к законотворческой деятельности, но тем не менее мы регулярно пользуемся возможностью высказать свое экспертное мнение, в частности  через портал оценки регулирующего воздействия нормативно правовых актов. Мы сами осуществляем свою деятельность строго в рамках российского законодательства, и к тому же призываем всех автоперевозчиков. 

    Система тахографического контроля в России находится в стадии развития, в нормативные акты вносятся соответствующие изменения. Принятие нормативных актов - процесс непростой и требующий различных согласований и экспертиз, в частности прохождения процедуры оценки регулирующего воздействия проходит публично, регистрация в Министерстве юстиции России является завершающей фазой и подтверждает, что органы государственной власти действуют в пределах своих полномочий.  

    Ярким доказательством полномочий Министерства транспорта России в области использования тахографов может служить история по включению в перечень исключений транспортных средств сельхозтоваропроизводителей для внутрихозяйственных нужд, данный вопрос рассматривался на всех уровнях власти от депутатов субъектов  до Правительства и Президента  России, но решение было принято путем внесения изменений в Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 ( Приказ №16 от 2.03.2016).

    Использование  информации цифровых тахографов становится все более актуальным, так, по итогам Госсовета 14 марта 2016 года Президент России Путин В.В. дал поручения по совершенствованию системы безопасности дорожного движения, одним из пунктов предусмотрено «б) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:

    — установление административной ответственности перевозчиков (индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, должностных лиц организаций) за нарушение режима труда и отдыха водителей при осуществлении перевозок пассажиров и грузов» 

    другим пунктом предусмотрено «определение порядка использования данных, получаемых с помощью тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями, осуществляющих в некорректируемом виде регистрацию, хранение и передачу координат и параметров движения транспортных средств по сигналам ГЛОНАСС, в том числе в целях фиксации нарушений правил дорожного движения и привлечения нарушителей к административной ответственности».

    Г. Линник также обратил внимание на то, что в Государственной Думе рассматривается  законопроект по оснащению тахографами  транспортных средств, принадлежащих физическим лицам.

    Противоречия в законодательстве необходимо снять

    К сожалению, противоречия в законодательстве приводят к присутствию на рынке недобросовестных мастерских. По словам технического эксперта ассоциации «РусТахоКонтроль» Геннадия Мирошина, которые приводит общественная организация «Движение без опасности», проблема присутствия на рынке тахографии недобросовестных мастерских может быть решена только тогда, когда уровень регулирующих документов в этой сфере будет поднят с ведомственного на федеральный: 

    «Подготовка соответствующего федерального закона уже ведется. После его принятия, сила закона будет неоспорима и многие противоречия, которые мы видим в сегодняшнем законодательстве, будут сняты. Если же в дальнейшем в законе будет также детально прописана процедура калибровки и будет создан единый реестр данных откалиброванных тахографов, то каждая машина, каждая мастерская будут известны и вопрос существования недобросовестных мастерских уйдет в прошлое».  

    А пока что к наступлению даты 1 июля готовятся не только автоперевозчики, но и контролирующие органы, которые следующим образом комментируют свои полномочия после вступления в силу новой нормы закона:

    Источник: АвтоТрансИнфо
    Просмотров: 6107 | Добавил: Пятерка | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    СПб ОС по ККТ © 2024
    Наш опрос
    Создание общероссийского объединения сервисных центров, занимающихся онлайн-ККТ
    Всего ответов: 141
    Календарь
    «  Июнь 2016  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930
    Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Бесплатный хостинг uCoz