Данный бюллетень сделан на основе конкурсной документации ФКУ "НАЛОГ-СЕРВИС" ФНС России.
1.1. Исходные данные для создания системы.
Информационная система маркировки товаров строится как совокупность взаимодействующих национальных компонент по числу государств-членов Союза и интеграционного компонента ЕЭК.
Информационное взаимодействие национального компонента Системы с информационными системами уполномоченных органов государства-члена Союза должно осуществляться средствами применяемых в государствах-членах Союза систем межведомственного взаимодействия в электронном виде.
Взаимодействие национальных компонент Системы между собой, а также с компонентой ЕЭК Системы реализуется средствами Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли (ИИСВВТ). ИИСВВТ представляет собой совокупность национальных сегментов государств-членов Союза и интеграционного сегмента ЕЭК, объединяемых защищенной средой передачи данных. Взаимодействие между сегментами обеспечивается интеграционной платформой ИИСВВТ.
Национальный компонент информационной системы маркировки должен быть интегрирован с информационной системой международной организации по идентификации GS1 (GS1 General Specification V.8.0, Brussels, 2013) и поддерживать необходимый стек международных стандартов, протоколов и спецификаций GS1 EPCGlobal.
Маркировка продукции контрольными (идентификационными) знаками (КиЗ) осуществляется с использованием технологии RFID по стандарту спецификации EPCglobal Class1 Gen2. Технология маркировки, применяемая в системе, должна обеспечить сохранение в RFID дополнительных кодов, необходимых для логистических целей бизнес пользователей: ТН ВЭД, код SGTIN и иное.
В системе необходима «бесшовная» интеграция на уровне программных интерфейсов (API) его функциональных модулей с информационными системами пользователей/участников: АИС Налог, АИС Таможня, ИС Производство, ИС Склад, ИС Торговля и проч.
1.2. Схемы ключевых организационных процессов маркировки при производстве и обороте продукции.
Рис. 1 Оборот маркированных товаров на территории государства-члена ТС при импорте.
Рис. 2 Оборот маркированных товаров при производстве на территории государства-члена ТС
Рис. 3 Оборот маркированных товаров в случае взаимной торговли между государствами-членами ТС и ЕЭП
Рис. 4 Оборот маркированных товаров при комиссионной торговле и возврате товаров
1.3. Концептуальная модель данных национального сегмента ИС
• реестр эмитентов КиЗ
• реестр субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) системы маркировки товаров КиЗ
• реестр товаров, подлежащих маркировке КиЗ
• реестр КиЗ
• НСИ и иные служебные реестры
Реестр КИЗ содержит информацию:
• об изготовленных и реализованных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям КиЗ
• о КиЗ выведенных из оборота
• о контрафактных КиЗ
• о промаркированных производителями товарах
• о промаркированных товарах, ввозимых на территорию государства-участника ЕЭК, в том числе в рамках трансграничных поставок
• о промаркированных товарах, вводимых в торговый оборот (импорт, внутреннее производство, вторичный оборот)
• о продаже/возврате промаркированных товаров в оптовой и розничной торговле
1.4. Описание участников/пользователей национального компонента
Евразийская экономическая комиссия, обеспечивает функционирование интеграционного компонента системы. Уполномоченные органы государств – членов Союза, обеспечивают формирование и функционирование подсистем и модулей национального компонента системы.
Пользователями национального сегмента являются:
• Организации − эмитенты КиЗ.
• Организации/лица, осуществляющие регистрацию ввода товаров в оборот в результате ввоза, внутреннего производства, возврата и комиссионной торговли товарами, подлежащими маркировке (производители, импортеры, продавцы маркированных товаров).
• Организации/лица – продавцы маркированных товаров, осуществляющие регистрацию вывода (продажи/реализации) маркированных товаров из оборота.
• Потребители товаров.
• Другие государства-участники ТС в рамках информационного взаимодейстия
1.5. Структурные компоненты ИС и их назначение.
Информационная система функционирует во всех государствах-участниках Союза и состоит из национального компонента (функционирует в рамках каждого из государств) и интеграционного компонента (интегрирует национальные компоненты и обеспечивает их взаимодействие).
Интеграционный компонент ЕЭК реализуется в составе подсистем интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Союза (ИИСВВТ) и предназначен для:
• ведения общих реестров, справочников и классификаторов.
• сбора и формирования аналитической отчетности.
• предоставления доступа уполномоченным органам и заинтересованным лицам к общим информационным ресурсам Системы на информационном портале Комиссии.
• Обеспечения информационного взаимодействия между национальными компонентами государств-членов ТС.
• Национальный компонент должен представлять совокупность взаимодействующих функциональных подсистем участников процесса оборота и контроля товаров, подлежащих маркировке КиЗ, (центральная учетная система и подсистемы участников процесса оборота и контроля товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками) и обеспечивать решение следующих основных задач:
• ведение национального реестров эмитентов КиЗ, производителей и импортеров товаров.
• ведение реестра КИЗ.
• ведение реестра товаров, содержащего описание характеристик товаров.
• предоставление, сбор и обработка данных об изготовленных и реализованных КиЗ.
• предоставление, сбор и обработка данных о ввезенных товарах, подлежащих маркировке КиЗ, выпущенных в оборот для внутреннего потребления на территории государства-члена Союза.
• предоставление, сбор и обработка данных о товарах, подлежащих маркировке КиЗ, произведенных на территории государства-члена Союза, выпущенных отечественными производителями в оборот на территории государства-члена Союза.
• предоставление, сбор и обработка данных о трансграничном обороте (взаимной торговле) товаров, подлежащих маркировке КиЗ, на территории Союза.
• предоставление, сбор и обработка данных об остатках товаров, подлежащих маркировке КиЗ, перед выпуском в оборот на территории государства-члена Союза.
• предоставление, сбор и обработка данных о товарах, подлежащих маркировке КиЗ, возвращенных покупателями и (или) переданных по договору комиссии на комиссионную реализацию, перед выпуском в оборот на территории государства-члена Союза.
• предоставление, сбор и обработка данных о реализации (продаже) на территории государства-члена Союза товаров, подлежащих маркировке КиЗ, на территории Союза.
• предоставление проверяющим уполномоченным органам возможности контроля легальности произведенных или ввозимых/ввезенных товаров на территорию Союза, проверки подлинности изготовленных КиЗ (проверка наличия в национальном компоненте государства-члена Союза информации об изготовленных контрольных (идентификационных) знаках, переданной эмитентами контрольных (идентификационных) знаков в соответствии с установленным порядком).
• предоставление организациям оптовой/розничной торговли и потребителям возможности проверки легальности произведенных или ввозимых/ввезенных товаров на территорию Союза, проверки подлинности изготовленных КиЗ (проверка наличия в национальном компоненте государства-члена Союза информации об изготовленных КиЗ, переданной эмитентами КиЗ в соответствии с установленным порядком).
• сбор и формирование необходимой аналитической отчетности и справочной информации.
• поддержка реализации информационного взаимодействия между национальным компонентом и компонентом ЕЭК.
• поддержка реализации информационного взаимодействия между национальными компонентами государств-членов Союза.
• информационное взаимодействие между национальным компонентом и информационными системами уполномоченных органов государства-члена Союза.
В соответствии с вышеизложенным в национальном сегменте ИС выделяются следующие функциональные программные комплексы (АРМ):
• АРМ «Реестр эмитентов»
• АРМ «Эмитент»
• АРМ «Производитель товаров»
• АРМ «Импортер товаров»
• АРМ «Маркировка товаров»
• АРМ «Выпуск товаров в оборот»
• АРМ «Реализация и возврат товаров»
• АРМ «Покупатель»
• АРМ «Контролирующий орган»
• АРМ «Информационное взаимодействие внутри государства-члена Союза»
• АРМ «Информационное взаимодействие через ИИСВВТ»
Национальный компонент должен разрабатываться с учетом возможности интеграции функций отдельных АРМ в единый программный комплекс. Помимо этого, должна быть предусмотрена возможность интеграции через открытые программные интерфейсы с информационными системами участников/пользователей системы.
1.6. Объём пилотного внедрения информационной системы маркировки товаров в государствах-членах Таможенного союза.
В соответствии с Решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств от 10 октября 2014 г. № 88 «О разработке системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности на территориях государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства» правительствам Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации совместно с Евразийской экономической комиссией необходимо обеспечить реализацию пилотного проекта по введению маркировки продукции по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» в 2015 - 2016 годах (далее - пилотный проект), а Федеральная налоговая служба определена органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности по формированию системы маркировки товаров легкой промышленности в Российской Федерации.
Реализация пилотного проекта направлена на уменьшение давления от недобросовестной конкуренции для производителей государств - членов Евразийского экономического союза, а также на обеспечение законного оборота товаров и увеличение поступлений в бюджеты государств - членов Евразийского экономического союза от уплаты таможенных пошлин и НДС в связи с вводом в действие порядка маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками и обеспечение функционирования информационной системы по введению маркировки товаров.
Государствам - членам Евразийского экономического союза в целях реализации пилотного проекта необходимо создать национальный компонент информационной системы маркировки товаров, обеспечить оснащение необходимой ИТ - инфраструктурой и предоставить открытые программные интерфейсы пользователям – участникам проекта.
В целях реализации пилотного проекта подготовлены следующие нормативно - правовые документы: проект Соглашения о реализации в 2015 – 2016 годах пилотного проекта (далее – проект Соглашения) (одобрен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 28 мая 2015 г. № 28), а также План-график реализации пилотного проекта (утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 апреля 2015 г. № 19).
Федеральной налоговой службой подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации «О заключении Соглашения о реализации в 2015 – 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха»» в целях проведения внутригосударственных процедур, необходимых для подписания проекта Соглашения.
Проект Соглашения соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Предлагаемые к реализации решения проекта Соглашения не оказывают влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект Соглашения предусматривает издание новых нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законом. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» Соглашение подлежит ратификации.
2. Сведения об информационной системе контроля и регистрации контрольно-кассовой техники.
Целью создания Информационной системы контроля и регистрации контрольно-кассовой техники, а также приема от нее фискальных данных являются:
• Автоматизация процессов регистрации и учета ККТ и ОФД;
• Автоматизированное получение актуальной информации по расчетам каждого налогоплательщика;
• Автоматизация процесса анализа полученных данных для целей контрольной работы;
• Учет сведений об операторах фискальных данных.
Информационная система контроля и регистрации контрольно-кассовой техники, а также приема от нее фискальных данных решает следующие задачи:
• Регистрация ОФД;
• Регистрация и снятие с регистрации ККТ;
• Получение фискальных данных от ОФД и их отображение;
• Поиск информации в ИР «ККТ»;
• Отображение сведений по налогоплательщикам;
• Запрос ОФД со стороны налогового органа для предоставления уточненных данных по оборотам ККТ и конкретным чекам;
• Отображение статистических данных в ИР «ККТ»;
• Взаимодействие ИР «ККТ-2» с ОФД.
Рис. 5 Архитектура Информационной системы контроля и регистрации контрольно-кассовой техники, а также приема от нее фискальных данных
|