В данном бюллетене рассматриваются основные поправки в 54-ФЗ и КоАП, подготовленные Министерством финансов и ФНС России, которые в случае их принятия кардинально изменят ситуацию на кассовом рынке.
Первое, что бросается в глаза, это изменение формулировки наименования закона – замена «наличных денежных расчетов» на «расчеты использованием наличных и (или) электронных средств платежа», т.е. сфера применения закона существенно расширяется. Теперь законопроект распространяется не только на расчеты за товары и услуги, но и на прием ставок и выплату выигрышей.
Также теперь в законе прямо прописано, что «Законодательство о применении контрольно-кассовой техники состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов», до этого это только подразумевалось. Прописаны цели государства в принятии данного законопроекта «охрана установленного порядка продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой, в том числе налоговой дисциплины, обеспечения полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей».
Рассмотрим новые формулировки понятий и связанных с ними изменений.
Теперь контрольно-кассовая машина – это вся контрольно-кассовая техника, включенная в настоящий момент в государственный реестр, а контрольно-кассовой техникой будет называться оборудование, имеющее возможность обмена информацией с новым игроком на кассовом рынке – оператором фискальных данных. При этом законопроект предусматривает переходной период в 7 лет, в течении которого ККТ должны заменить ККМ, которые останутся только в определенных государством «резервациях».
Вместо фискальной памяти и ЭКЛЗ появляется новое устройство – фискальный накопитель (ФН), представляющее собой шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащее ключ фискального признака, обеспечивающее запись перечня фискальных данных в некорректируемом виде, их энергонезависимое долговременное хранение, формирование фискального признака, аутентификацию электронных документов, направляемых в контрольно-кассовую технику оператором фискальных данных, а также при необходимости пользователя обеспечивающие шифрование фискальных данных, в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой оператору фискальных данных. Это устройство, в отличии от новой контрольно-кассовой техники, обязательно должно иметь паспорт, а срок действия до замены составляет не менее 36 месяцев.
Вместо поставщиков появляется изготовитель - лицо, осуществляющее производство и поставку фискальных накопителей и (или) контрольно-кассовой техники и ее техническую поддержку, при этом вместо существующего реестра ККТ появляются два новых реестра – реестр ККТ и реестр ФН. Изготовители контрольно-кассовой техники и фискальных накопителей предоставляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, сведения о каждом изготовленном ими экземпляре контрольно-кассовой техники или фискального накопителя в электронном виде в срок не позже чем за три дня до момента поставки экземпляра этой контрольно-кассовой техники или фискального накопителя пользователю. Регистрация и перерегистрация в налоговых органах контрольно-кассовой техники, сведения о которой отсутствуют в реестре контрольно-кассовой техники, а также контрольно-кассовой техники с фискальными накопителями, сведения о которых отсутствуют в реестре фискальных накопителей, не допускается.
И новый игрок на кассовом рынке - оператор фискальных данных, который представляет собой юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами разрешение на обработку фискальных данных, осуществляющее хранение и обработку этих фискальных данных на территории Российской Федерации с использованием технических средств, принадлежащих ему на праве собственности. Только через него пользователи ККТ могут передавать данные в налоговые органы, связанные с применением ККТ.
Очень интересна формулировка, связанная с выдачей документа вместо кассового чека, убрано «по требованию покупателя», т.е. выписывается всегда и передается через ОФД в налоговые органы. При этом из раздела исключений по применению ККТ убрали ЕНВД и патент, так что при рассмотрении в Думе будет очень интересно.
Для банков узаконили три случая применения ККТ, которые действуют и сейчас:
- осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, не отражаемых ежедневно в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации;
- осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, установленного за пределами помещения этой кредитной организации;
- осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, не являющегося основным средством этой кредитной организации и не принадлежащего только ей на праве собственности.
Требования к ОФД рассматривать не буду, хотя они довольно конкретны, но наверняка будут уточнены подзаконными актами. В любом случае таких организаций будет не много.
А вот требования к ККТ есть смысл рассмотреть подробнее, так как он сильно изменен и дополнен. Контрольно-кассовая техника, используемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна:
- применяться на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом), за исключением расчетов, осуществляемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- быть зарегистрирована в налоговом органе с указанием адреса и (или) мест ее применения, а также уникального номера ее фискального накопителя;
- быть исправна, в том числе формировать и печатать фискальный признак на кассовом чеке (бланке строгой отчетности), отчете о фискализации, открытии и закрытии смены, закрытии фискального накопителя;
- обеспечивать печать кассовых чеков (бланков строгой отчетности), отчетов о фискализации, открытии и закрытии смены, закрытии фискального накопителя и формировать их в виде электронного документа;
- иметь часы реального времени и один фискальный накопитель внутри корпуса, содержащего устройство для печати кассовых чеков (бланков строгой отчетности);
- обеспечивать передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека (бланка строгой отчетности), отчета о фискализации, открытии и закрытии смены, закрытии фискального накопителя в виде электронного документа, подписанного фискальным признаком;
- обеспечивать направление в электронном виде кассового чека (бланка строгой отчетности) по адресу электронной почты, указанному клиентом (покупателем) в момент расчета;
- при наличии потребности пользователя, указанной в договоре с оператором фискальных данных, обеспечивать передачу оператору фискальных данных электронных документов с фискальными данными в зашифрованном виде;
- исключать несанкционированный доступ третьих лиц к программно-аппаратным средствам контрольно-кассовой техники и ее фискального накопителя;
- записывать обязательные реквизиты каждого расчета в фискальном накопителе.
Из этого перечня возникает много вопросов, связанных как с фискальным накопителем, который должен размещаться внутри планшета, как рекламирует Сбербанк или кто обеспечивает несанкционированный доступ – изготовитель или пользователь.
Впервые очень подробно расписаны обязательные реквизиты кассового чека и БСО, при этом впервые указано, что «Все реквизиты, содержащиеся на кассовом чеке (бланке строгой отчетности), должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев с даты расчета.». А это значит, что применяемые сейчас чековые принтеры и кассовая лента должны быть заменены на более дорогие.
Очень позабавила стилистика документа, например такой перл: «Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны … записывать в фискальном накопителе при регистрации контрольно-кассовой техники информацию о пользователе и регистрационный номер, выданный налоговым органом при регистрации такой контрольно-кассовой техники». Интересно чем?
В статье 7 ФНС в нарушение действующего законодательства приписало себе права на контрольную закупку. Что касается штрафных санкций, то здесь тоже опять предлагают изменить шкалу наказаний, в результате чего выгоднее становится применять ККТ, не соответствующей установленным требованиям, чем не применять её вообще.
Новые правила должны вступить в действия с 1 января 2016 года, однако для ККТ, зарегистрированной до этой даты, вводиться переходный период на 7 лет.
Что же касается сервисных центров, то их судьба будет определяться подзаконными актами и здесь возможны варианты. В любом случае рекомендую ознакомится всем с оригиналом и составить свое мнение о данном законопроекте.
|