Эксперимент по использованию контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных в режиме on-lin происходит не только в России, но и в Казахстане. На днях в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» в режиме видеоконференции обсудили норму Налогового Кодекса РК об обязательном применении контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных для субъектов бизнеса, осуществляющих оптовую и розничную реализацию бензина, дизельного топлива, алкогольной продукции. Поправка, как известно, вступает в силу с 1 июля 2015 года. По материалам этого обсуждения и создан данный бюллетень.
Сначала приведем точку зрения комитета государственных доходов МинФина Казахстана (это аналог нашей ФНС), изложенную в их презентации:
ОФД в Казахстане тоже один и вот его презентация:
И в качестве резюме приведем проект доклада Казахстанской Ассоциации Содействия обработке Фискальных данных «Cалық Innovation»:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ВНЕДРЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН С ФУНКЦИЕЙ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1. Краткий обзор мирового опыта внедрения кассовой техники с передачей данных в налоговые органы.
Технологиям передачи данных о денежных расчетах с помощью контрольно-кассовых машин (далее – ККМ) порядка 10 лет. Одной из первых стран, внедривших в 2005 году такой тип касс, стала Южная Корея, это позволило Национальной налоговой службе Республики Корея за 7 лет к 2011 году довести оборот передаваемых контрольно-кассовых чеков до 70 млрд. $ в год. Одной из особенностей южно-корейской системы стало стимулирование покупателей требовать чек через подтверждение вычетов расходов при расчете подоходного налога, согласно данных, переданных в налоговую службу. В дальнейшем и другие страны стали внедрят у себя подобные типы кассовой техники. При этом не существует зависимости между состоянием экономики страны и практикой внедрения ККМ с функцией передачи данных. Так, например, в 2008 году проект по передачи фискальных данных был внедрен в Швеции (7 место по объёму ВВП на душу населения), а в 2014 году в Руанде (157 место по объёму ВВП на душу населения). Часть стран внедряет у себя фискальную технику впервые, это например Хорватия в 2013 году и Венгрия в 2014 году. Но большинство стран, как и Казахстан, для улучшения процедур налогового администрирования переходит с автономных ККМ на машины с функцией передачи, один из последних примеров, это Румыния в 2015 году.
Из членов Евразийского экономического союза пока только Армения полностью перешла на ККМ с функцией передачи данных, при этом часть затрат на переоснащение малого бизнеса новыми аппаратами взяло на себя государство (также как и в Грузии). В Белоруссии создана рабочая группа и ведется разработка нормативно-правовой базы. В России в феврале 2015 года закончился эксперимент в 4 регионах по внедрению инновационных типов контрольно-кассовой техники с функцией передачи информации. В Кыргызстане планируется с июля 2015 года начать пилотный проект по данному вопросу. Поэтому сейчас пристальное внимание наших партнеров по ЕАЭС приковано к Казахстану.
2. Основные этапы казахстанского проекта разработки ККМ с функцией передачи данных.
Разработка плана по переходу на новые типы ККМ с функцией передачи данных налоговыми органами Республики Казахстан началась в 2011 году. В 2013 году этот вопрос был отражен в высокоуровневых рекомендациях Всемирного банка по Проекту реформирования системы налогового администрирования (TARPKZ) и включен в Комплексный план противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2013-2015 годы. На первом этапе мероприятий по его реализации, в первой половине 2014 года, был проведен пилотный проект с крупными налогоплательщиками по апробации АО «Казахтелеком» в роли оператора фискальных данных, о чём председатель Налогового комитета Джумадильдаев А.С. сделал доклад на VII Астанинском экономическом форуме. Также, с апреля 2014 при Налоговом комитете действует рабочая группа по разработке технических требований к новым типам ККМ с функцией передачи данных. В её работе принимают участие сотрудники Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, представители центров технического обслуживания, дистрибьюторы ККМ, Казахстанская ассоциация содействия обработки фискальных данных «Салық Innovation» и АО «Казахтелеком».
По результатам проведённой за 4 года работы на 2015 год:
1) внесены поправки в Налоговый кодекс в части положений регламентирующих применение ККМ с функцией фиксации и(или) передачи данных;
2) технические требования были дополнены отдельным приложением, устанавливающим требования к ККМ, обеспечивающим передачу сведений о денежных расчетах в органы налоговой службы;
3) постановлением Правительства Республики Казахстан АО «Казахтелеком» определено юридическим лицом, обеспечивающим передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в органы налоговой службы по сетям телекоммуникаций общего пользования.
Также с ноября 2014 года на базе Департамента государственных доходов по г. Астана оператором фискальных данных АО «Казахтелеком» запущен пилотный проект по тестовой эксплуатации ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных. В нём принимают участие торговые точки налогоплательщиков, оборудованные моделями фискальных регистраторов уже внесенных в Государственный реестр, и требующие только программной модернизации через фискальный драйвер, предоставляемый бесплатно.
Кроме того, в данный момент готово порядка 5 моделей ККМ прошедших испытание на тестовой площадке АО «Казахтелеком». Часть из них уже заявлено в Комитет государственных доходов для внесения в Государственный реестр в качестве ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных, а часть дорабатывается заводами-изготовителями для реализации полного соответствия действующих норм законодательства Республики Казахстан.
3. Описание особенностей технических решений характерных для проекта в Республике Казахстан.
Большинство особенностей проекта внедряемого в РК обусловлено двумя факторами: степенью покрытия территории страны сетью телекоммуникаций общего пользования и существующим парком ККМ. Так как переход на новые типы будет поэтапный, в первую очередь была рассмотрена возможность модернизации ККМ уже внесённых в Государственный реестр. Оператором фискальных данных был разработан фискальный драйвер, распространяемый бесплатно, и предназначенный для модернизации уже существующего парка фискальных регистраторов (около 7 тыс. на сегодня). Также сейчас, поставщиками ККМ и заводами-изготовителями ведется работа по разработке программно-аппаратных решений для модернизации других моделей ККМ.
Кроме того, производителями и разработчиками POS-терминалов предложены технические решения, позволяющее провести модернизацию уже имеющегося у субъектов предпринимательства парка POS-терминалов (около 15 тыс. на сегодня) для совмещения функций ККМ. Реализация двух устройств в одном, позволит субъектам предпринимательства приобретать не два независимых устройства, а лишь одно, что значительно сократит затраты бизнеса на техническое оснащение POS-терминалами и ККМ с функцией передачи данных.
При всём этом, независимо от того, будут ли это совершенно новые модели ККМ или модернизированные, все они должны пройти процедуру внесения в Государственный реестр для подтверждения своего соответствия техническим требованиям. Обязательным для новых типов ККМ является:
• обеспечение печати документов на казахском и русском языках;
• наличие двух независимых каналов связи для беспроводного и проводного подключения;
• поддержка протокола соединения TCP/IP и протокола обмена данных верхнего уровня CPCR;
• наличие возможности работы в автономном режиме при потере соединения с сервером оператора фискальных данных в течении 72 часов;
• оборудование ККМ накопителем фискальных данных для хранения информации в автономном режиме.
В данный момент всеми участниками проекта ведётся совместная работа по реализации этих задач для предоставления предпринимателям в установленные сроки ККМ с функцией передачи данных. При этом, так как уже складывается конкурентная среда на данном рынке, это будут максимально функциональные и экономически выгодные решения, которые смогут с 1 июля 2015 года удовлетворить возникающие запросы предпринимателей.
4. Предложения по дальнейшему развитию внедрения ККМ с функцией передачи данных в Республике Казахстан.
В качестве основной меры для поддержки предпринимателей в переходный период предлагаем:
1) для подготовки предпринимателей к переходу на ККМ с функцией передачи данных, организовать в регионах Ситуационные центры по мониторингу обстановки и решению возникающих проблем;
2) совместно с региональными отделениями Национальной Палаты Предпринимателей «Атамекен» привлечь членов Казахстанской ассоциации содействия обработки фискальных данных «Салық Innovation» к работе по созданию и техническому обеспечению на переходный период Ситуационных центров;
3) рассмотреть Национальной Палате Предпринимателей «Атамекен» совместно с АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» возможность для субъектов малого бизнеса включения расходов на приобретение ККМ с функцией передачи данных в программу регионального софинансирования и (или) льготного кредитования.
|