Реализация в Республике Казахстан нового порядка применения контрольно-кассовых машин (ККМ) и взаимодействия с операторами фискальных данных (ОФД)
Фискальные данные являются основным источником сведений по обороту наличных денежных средств в государстве. От их достоверности зависит то, насколько государство контролирует внутреннюю экономику страны. При этом фальсификация и сокрытие фискальных данных является основным инструментом функционирования теневой экономики. Соответственно противодействие теневой экономике должно обеспечивать информационную безопасность фискальных данных. К тому-же в последние десятилетия во многих странах участились случаи когда махинации с фискальными данными проводятся с целью легализации(отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма. Одним из ключевых средств противодействия этим угрозам является организация передачи фискальных данных в режиме «онлайн» от продавца в налоговые органы. Этому способствует рост технической оснащённости предпринимателей средствами фискального контроля, а также широкий охват сетью телекоммуникаций.
Порядок применения ККМ в Республике Казахстан утверждён и регулируется положениями главы 90 Налогового Кодекса. В 2013 году внесены, а с июля 2014 года вступают в действия изменения положений ст. 645 данной главы. Одно из изменений этих положений, это ввод в действие на территории Республики Казахстан нового типа ККМ, обеспечивающих передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в органы налоговой службы по сетям телекоммуникаций общего пользования.
В рамках данной статьи, основываясь на практике внедрения подобных систем в Южной Корее в 2005 г., Швеции в 2008 г., Канаде в 2010 г. и Хорватии в 2013 г., предлагаем рассмотреть схему реализации передачи и обработки фискальных данных разработанную нами для реализации в Казахстане в будущем 2014 году.
Схема взаимодействия при передачи фискальных данных.
При построении и анализе данной схемы были учтены следующие особенности Казахстана в сравнении с указанными выше странами:
- размер территории и плотность населения,
- уровень проникновения телекоммуникаций,
- уровень оснащённости казахстанских предпринимателей контрольно-кассовой техникой,
- текущее состояние и особенности применение ККМ в Казахстане.
В рамках представленной схемы источником фискальных данных является процесс рассчёта между покупателем и продавцом на рабочем месте кассира. В данном процессе при помощи ККМ происходить регистрация продажи товара и расчет оплаты за него. Данные о продаже заносятся в фискальную память ККМ, а покупателю выдаётся фискальный контрольно-кассовый чек. Для реализации системы передачи фискальных данных «онлайн», до того как распечатать контрольно-кассовый чек, сведения из фискальной памяти ККМ будут передаваться ОФД для их регистрации в его информационной системе и присвоения уникального кода, который будет распечатан на контрольно-кассовом чеке продавца для его фискализации. Присвоение уникальных кодов всем чекам выданным покупателю позволит отследить оборот по каждой торговой точке предпринимателя.
Прототип мобильного веб-интерфейса единого сервисного портала ОФД
Покупатели также не будут лишены возможности воспользоваться «онлайн» сервисами ОФД, они через мобильный веб-интерфейс смогут проверить подлинность чека, запросить дубликат в случае утери оригинала фискального контрольно-кассового чека, получить выписку по расходам для предоставления вычетов при всеобщем декларирование доходов, а также участвовать в проводимых налоговыми органами лотереях. В целом, создавая мобильные веб-интерфейсы для каждой категории пользователей, ОФД может их объединить на едином сервисном портале для быстрого и удобного доступа с любого компьютера, смартфона или планшета.
Централизованным получателем и аккумулятором всех информационных потоков на данной схеме выступает ОФД. Его информационная система осуществляет в автоматическом режиме получение фискальных данных от предпринимателей, их регистрацию и последующее хранение в неизменном виде. Для налоговых органов ОФД предоставляет авторизованный доступ через мобильный веб-интерфейс к получению фискальных отчётов по каждому предпринимателю в разрезе торговых точек и установленной в каждой из них ККМ. Это позволяет налоговым и другим государственным органам оперативно осуществлять мониторинг оборота по наличным денежным расчетам и расчётам с использованием платёжных карт. Из действий ОФД исключаются любые действия направленные на изменение, обезличивание, удаление и уничтожение информацией о наличных денежных расчётах и расчётах с использованием платёжных карт.
Для реализации представленной системы и обеспечения бесперебойности её функционирования ОФД необходимо создать «онлайн» шлюз для подключения к нему всего парка ККМ, при этом обеспечив качественную сервисную поддержку предпринимателей и техническое обслуживание по каждой ККМ. Задача службы сервисной поддержки помочь предпринимателям, объяснить и показать, как максимально просто работать с новой системой, исключив технические проблемы с регистрацией и отправкой данных на сервер ОФД. В рамках сервисной поддержки должна осуществляться удалённая регистрация ККМ, автоматическое оповещение о неисправности ККМ, вызов специалистов службы сервисной поддержки для решения вопросов связанных с техническим обслуживанием. Для начала работы с ККМ предпринимателю не надо будет посещать налоговые органы, ему достаточно будет по сети получить уникальный код фискализирующий ККМ. Также для минимизации финансовой нагрузки на предпринимателей при разработке серверной части шлюза ОФД должен учитывать возможность подключения к нему, как новых типов ККМ, так и уже действующих на территории Казахстана, через программный клиент или аппаратный модем.
Образцы контрольно-кассовых чеков
Отличительной особенностью представленной системы является возможность функционирования в ситуациях когда передача фискальных данных в режиме «онлайн» не представляется возможной. В случае, если произошёл обрыв связи между ККМ и ОФД, предприниматель продолжает работу с покупателем и выдаёт ему фискальный чек ККМ. Но при этом выданный чек не содержит уникального кода регистрации фискальных данных полученный от ОФД, а только уникальный код самого чека(см. Рисунок 3) в фискальной памяти ККМ. После того как связь будет восстановлена, не переданные чеки за текущую смену будут отправлены на сервер ОФД и им будут присвоены уникальные коды регистрации фискальных данных, которые можно будет проверить через веб-интерфейс введя код с не отправленного, но распечатанного до этого чека. В случае, если через 24 часа с ККМ так и не будет восстановлена связь, сервер ОФД отправляет запрос в службу сервисной поддержки для проведения технического обслуживания и восстановления работоспособности ККМ. В случае, если и через 72 часа фискальные данные с ККМ так и небыли получены, ОФД обязан будет известить об этом налоговые органы.
Преимущества и отличительные особенности представленной архитектуры:
- снижение нагрузки на бизнес, так как нет необходимости личного присутствия предпринимателя, все действия можно совершить через единый сервисный портал ОФД;
- уменьшение затрат по переходу предпринимателей на применение нового типа ККМ, тем у кого уже есть ККМ, позволяющие подключить программный клиент или аппаратный модем, нет необходимости приобретать новое оборудование;
- обеспечение уникальности каждого чека за счёт применения системы двойной кодификации контрольно-кассовых чеков на клиенте ККМ и на сервере ОФД,
- лёгкость проверки валидности каждого чека на мобильном веб-портале,
- оперативность доступа налоговых органов к фискальным данным,
- возможность построения системы управления рисками на основе показателей базы фискальных данных аккумулируемых ОФД,
- постоянная актуальность данных зарегистрированных в информационной систем ОФД ККМ, их месту нахождения и интенсивности использования,
- надёжность функционирования системы в целом, за счёт привлечения к техническому обслуживанию ККМ специализированной службы сервисной поддержки ОФД.
В тоже время из сильных сторон представленной архитектуры проистекают и основные трудности её реализации, а также практические подходы к их преодолению.
Возможные трудности и пути их преодоления:
- Доступность сервисов ОФД в режиме «24/7» накладывает достаточно жёсткие требования к производительности аппаратной части серверов ОФД, при их реализации для снижения нагрузки и гибкого доступа к ресурсам следует использовать возможности виртуализации отдельных элементов инфраструктуры.
- Открытость передаваемых данных усиливает риск кибер угроз, для противодействия им следует применять полный спектр мер по обеспечению информационной безопасность, в частности использование защищённых каналов связи и подписание каждого сообщения передаваемого в системе электронно-цифровой подписью.
- Ориентированность в первую очередь на подключение имеющегося парка ККМ может создать трудности при внедрении новых типов ККМ, для чего ОФД следует на этапе проектирования архитектуры шлюза подключения ККМ учитывать универсальность реализации протоколов передачи фискальных данных и публичность технической документации по ним.
- Постоянно растущий объёмов хранимой ОФД информации ведёт к увеличению затрат на их хранения в долгосрочной перспективе(фискальные данные должны хранится не менее 5 лет), а это в свою очередь повышает требования к ОФД в части обеспечения надёжности хранения и резервного копирования баз данных его информационной системы. Одним из решений данной проблемы, для обеспечения непрерывной деятельности ОФД, может быть кластеризация и разнесения по отдельным дата центрам общей базы фискальных данных.
При всём этом, главным для предлагаемой архитектуры является гибкость и простота масштабирования. И если в следующем году предлагаемая система справится с подключением небольшой части ККМ применяемых в сфере реализации бензина, дизельного топлива и алкогольной продукции, то и в ближайшем будущем к ней всегда будет возможность подключать ККМ для других категорий налогоплательщиков вплоть до полного перехода Республики Казахстан на применение ККМ с функцией передачи фискальных данных.
Источник.
|