Продолжаем тему наиболее интересных обзоров по кассовой тематике и сегодня краткая оценка текущего состояния, подготовленная к собранию НОА "ЦТО ККТ РБ":
К текущей ситуации и перспективам ЦТО.
Современный виток спирали развитии сферы торговли (массового питания, услуг) и сервиса для этой сферы можно охарактеризовать как «От торгов, трестов – к торговым сетям, от «Торгтехники» к ЦРТ». Федеральные и региональные торговые (как общее название, в т.ч. массовое питание, фармбизнес, сотовая связь и т.п. и услуги) сетевые структуры, оправдывают прогнозы и выходят на 70-80% уровень охвата соответствующего рынка, в условиях соответствующего сжатия рынка предпринимателей в торговле, которое будет продолжаться (ближайшее – это «увод» от них алкоголя). Торговыми сетями востребован единый мощный многопрофильный Исполнитель(ли). (Не рассматривая здесь вопрос его возможной аффилированности или иного ресурса подхода к торговым сетям). Крупнейшие региональные ЦТО, потеряв в значительной мере Федеральные сети, продолжают обслуживать (и частично оснащать) Региональные сетевые структуры и иных крупных клиентов, в которых (после обвала ККТ - ЕНВД) сосредотачивается основное количество оставшейся обслуживаемой ККТ. Потеря ККТ в таких крупнейших ЦТО составляет около 30%, против 70-80% у малых ЦТО, которые в свое время обслуживали в основном ИП-ЕНВД. Востребованный крупнейший и ведущий ЦТО России - ЦРТ Севис осуществляет и будет продолжать поглощение сегмента рынка сервиса, который занимали и остатки которого сейчас занимают ЦТО. «… По словам президента компании Вадима Стеценко, по итогам 2012 г. «ЦРТ Сервис» ожидает роста выручки на 50%. Основными его драйверами должно стать расширение сети вендоров-партнеров и спектра оказываемых услуг. До сих пор компания также росла за счет поглощения небольших региональных провайдеров сервисного обслуживания. Продолжить поглощения «ЦРТ Сервис» планирует и в 2012 г. …»! Перед крупнейшими региональными ЦТО (ЦТО-лидеры) для сохранения кассового и сопутствующего бизнеса стоит дилемма либо выступить в роли вышеуказанных вендоров-партнеров, либо с ЦТО-лидерами других Регионов РФ создать свою Федерально-Региональную сервисную сеть (ФРС). Боюсь, что время по созданию ФРС уходит (если уже не ушло), т.к. было «заклевано» своевременное предложение С.Мещенкова – МОНОЛИТ (из-за непонимания и (или) личных амбиций оппонентов). У небольших ЦТО – либо выступить субподрядчиками у ЦТО-лидеров или напрямую у ЦРТ, либо быть поглощенными теми или другими. Похоже, что время ранее созданной системы ЦТО ККТ (особенно малых) уходит. Необходимо эту систему модернизировать. Такая оценка ситуации и дальнейшей судьбы ЦТО была представлена участникам Ассоциации на всех мероприятиях 2011г. и начала 2012 (собрания, заседания Совета). Эта оценка воспринята с пониманием. Председателем Ассоциации Новоселовым А.Н. проделана определенная работа по созданию Региональной сервисной сети с участием участников Ассоциации, в т.ч. и на базе ООО «СОДЕЙСТВИЕ» (аккредитация в качестве ЦТО рядом Поставщиков ККТ). Что получится, покажет ближайшее время. В настоящее время КАССОВОЕ направление в деятельности лиц (ЮЛ, ИП), осуществляющих функции ЦТО ККТ из ОСНОВНОГО направления деятельности становится (стало) дополнительным к другим видам деятельности – весовая, торговая, бытовая и оргтехника, IT-технологии (автоматизация). Наиболее больно освобождение плательщиков ЕНВД от ККТ ударило по малым региональным ЦТО, многие из которых сейчас работают практически в режиме самозанятости. Может быть, настало время ПОЗИЦИОНИРОВАТЬ нашу Ассоциацию в глазах органов власти, предпринимательского сообщества не только как Ассоциацию ЦТО ККТ, но и в вышеуказанных сегментах рынка, сменив название на Некоммерческая организация «Ассоциация сервисных центров IT-технологий, контрольно-кассовой, торговой, бытовой и оргтехники». Но не только позиционировать чисто внешне, главное работать по этим направлениям.
Анализ прилагаемых ПРОЕКТОВ изменений в 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП), вносимые Правительством Российской Федерации (согласно информации из интернета) позволяет сделать определенный прогноз:
1. Ужесточится государственная политика в отношении ЦТО – в 54-ФЗ вводится норма, что порядок осуществления деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве центров технического обслуживания контрольно-кассовой техники будет определяться Правительством Российской Федерации (ст.4. п.4 54-ФЗ) (хотя и сейчас деятельность ЦТО определяется НПА Правительства РФ - Постановления №№470, 584). Впервые предлагается введение в КОАП нормы об ответственности ЦТО - Статья 14.51. Неправомерные действия при технической поддержке применения контрольно-кассовой техники.
2. Вслед за отменой Знака «Государственный реестр» может последовать отмена «Идентификационного знака» («..номерной знак на корпусе контрольно-кассовой техники, позволяющий ее идентифицировать»), который дублирует информацию на маркировочной табличке («шильдике» ККТ) и Знака «Сервисное обслуживание», т.к. нахождение ККТ на технической поддержке подтверждается пломбировкой ККТ маркой-пломбой.;
3. Вносимый проект изменений в 54-ФЗ норма (ст.4. п.1.2.) «Требования к производству, распространению и ведению учета марок-пломб определяются Правительством Российской Федерации», исходя из того, что ФНС имеет опыт распространении и учета Акцизных марок, возможно, что и распространение и учет МП тоже будет возложены на ФНС.
4. Обоснованно возрастает ведущая роль ФНС в кассовой сфере. На ФНС уже возложены функции ведения Государственного реестра ККТ. Кроме того, ФНС выступила Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работы нормативно-методического характера по теме: «Разработка предложений по совершенствованию организационной, программно-аппаратной, законодательной системы государственного контроля при осуществлении наличных денежных расчетов при реализации налогоплательщиками товаров (работ, услуг) в целях налогообложения, на основе международного опыта».
В Техзадании к данному конкурсу вызывают интерес следующие положения, касающиеся ЦТО – «… п.4.3. Выработка предложений по совершенствованию системы государственного контроля в Российской Федерации за оборотом наличных денежных средств, за полнотой учета выручки наличных денежных средств в целях налогообложения, в том числе по совершенствованию нормативно-правового регулирования, которые должны: … содержать механизмы взаимодействия специализированных организаций по обслуживанию контрольно-кассовой техники как агента государственного контроля за оборотом наличных денежных средств с государственными контролирующими органами, в том числе с использованием института аккредитации; содержать механизмы регулирования деятельности специализированных организаций по обслуживанию контрольно-кассовой техники с целью совершенствования контроля за техническим состоянием контрольно-кассовой техники на основе принципов саморегулируемых организаций. …»
Если, вышеуказанные изменения в нормативно-правовой базе применения ККТ (в т.ч. и по техподдержке ККТ ЦТО) будут приняты, то в условиях новых реалий Региональные объединения ЦТО будут еще более востребованы по всем направлениям (функциям) их деятельности (представительская, координирующая, методическая, юридическая и т.д.).