В соответствии с законодательством Республики Беларусь с 1 июля 2012 г. применение автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, оснащенных купюроприемником (далее — торговые автоматы), для продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг возможно только со встроенным кассовым оборудованием либо со средством контроля налоговых органов.
Справочно. Подпунктом 2.2 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 июля 2012 г. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные денежные средства и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием для обеспечения регистрации и некорректируемого учета принятых наличных денежных средств и печати платежного документа либо со средством контроля налоговых органов.
Средство контроля налоговых органов (далее — СКНО) — специальное электронное устройство, которое посредством сотовой подвижной электросвязи обеспечивает дистанционную передачу данных о денежном обороте, полученном с использованием торговых автоматов, в центр обработки данных (далее — ЦОД). ЦОД предназначен для сбора, обработки, предоставления доступа к информации о денежном обороте торговых автоматов и ее передачи. Функции ЦОД возложены на Республиканское унитарное предприятия «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее — РУП ИИЦ). Создание системы контроля торговых автоматов (далее — система) осуществляется с учетом международной практики использования подобных систем и в тесном взаимодействии с субъектами предпринимательской деятельности, занимающимися вендингом (торговлей с применением торговых автоматов без участия человека). Рабочей группой проведены встречи-совещания с представителями вендинговых компаний, на которых обсуждены вопросы подключения торговых автоматов к системе, установки и обслуживания СКНО, предполагаемой стоимости этих работ, дизайна и возможностей Web-приложения, которое будет доступно субъектам-пользователям. Предложения заинтересованных, в том числе и от субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность с применением торговых автоматов, должным образом анализируются и полученные результаты учитываются при создании системы.
В чем преимущества использования СКНО? Создаваемая система является альтернативой кассового оборудования, встраиваемого в торговые автоматы, что позволит субъектам, осуществляющим торговлю посредством торговых автоматов, избежать расходов, связанных с: wприобретением кассового оборудования (за СКНО вносится залоговая стоимость, которую при снятии СКНО возвращают владельцу торгового автомата); wнеобходимостью замены кассового оборудования через 6 лет с даты первой регистрации в налоговых органах, а также в связи с исключением модели (модификации) данного кассового оборудования из Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (срок применения СКНО не ограничен); wприобретением и установкой чековых лент во встроенное кассовое оборудование для печати и выдачи покупателю документа, подтверждающего оплату (при применении СКНО такая обязанность отсутствует); wхранением в течение 12 месяцев со дня формирования выведенных по окончании рабочего дня контрольных лент, суточных (сменных) отчетов (Z-отчеты). При применении СКНО такие требования не распространяются, так как вся информация о денежных оборотах торговых автоматов сохраняется в ЦОД.
Какие расходы связаны с установкой СКНО? Установка СКНО в торговые автоматы не создаст субъектам, применяющим торговые автоматы, каких-либо дополнительных забот технического либо иного характера. Все работы, связанные с приобретением и установкой СКНО в торговые автоматы, будут выполнены РУП ИИЦ. За СКНО вносится залоговая стоимость, которая в случае его снятия возвращается субъекту. Предполагаемый залог за СКНО составит сумму ниже стоимости самого дешевого кассового оборудования, используемого на территории Республики Беларусь. Предполагаемая стоимость оказания субъектам предпринимательской деятельности, применяющим торговые автоматы, информационных услуг (ежемесячная плата за обслуживание СКНО) сопоставима со стоимостью технического обслуживания кассового оборудования.
Как СКНО может способствовать повышению эффективности использования торговых автоматов? Как известно, одно из преимуществ вендинга — ведение круглосуточной торговли, иными словами, потребитель всегда может иметь возможность приобрести товар. Поэтому обеспечить наличие продукта в торговом автомате и в целом его готовность к работе — основная задача предпринимателя для привлечения новых и сохранения постоянных клиентов, а также максимизации прибыли. Создаваемая система предполагает возможность предоставления субъекту, осуществляющему торговлю посредством автоматов, различных видов статистических отчетов о их работе. Например, отчет за сутки или за период, указанный субъектом, о суммах продаж по каждому торговому автомату, а также о его времени работы и соответственно об уровне его работы. Предполагается, что отчеты будут предоставляться как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Имея возможность анализировать данные полученных отчетов, субъект, использующий торговые автоматы, получает следующие преимущества:
оперативно формировать достоверные данные о денежном обороте каждого торгового автомата;
минимизировать простои торговых автоматов за счет оперативного получения информации о сбоях в их работе, оперативного устранения возникших проблем и контроля по восстановлению работы торгового автомата;
возможность снизить расходы на обслуживание торговых автоматов за счет оптимизации транспортной логистики, рационального использования трудовых ресурсов и планирования складских запасов.
С установкой СКНО у субъектов предпринимательской деятельности появится возможность не только получать информацию о денежном обороте торгового автомата, но и услуги по техническому обслуживанию СКНО специалистами РУП ИИЦ в дистанционном режиме, в том числе и по устранению его неисправности в возможно короткие сроки. Кассовое оборудование, встраиваемое в торговые автоматы, не обеспечит субъектам, использующим их, указанные выше преимущества. Предполагается, что в перспективе система будет развиваться, в том числе и в направлении создания и предложения для субъектов, использующих торговые автоматы, новых информационных сервисов.
Не создаст ли использование СКНО дополнительных препятствий для осуществления деятельности с использованием торговых автоматов? Обращаем внимание, что подключение к системе не создаст персоналу субъекта хозяйствования, использующего торговые автоматы, каких-либо дополнительных проблем в части их обслуживания, так как для заправки торгового автомата ингредиентами, выемки денег, замены купюроприемника и т.п. предусматривается наличие технологического режима, что не потребует присутствия работников РУП ИИЦ, налоговых или иных контролирующих органов. При создании системы предусматривается возможность подключения к ней максимально разнообразных марок (моделей) торговых автоматов (применяемых в них купюроприемников). Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в настоящее время готовит проект нормативного правового акта, регулирующего порядок установки, обслуживания, снятия СКНО, а также порядок функционирования ЦОД, который будет регламентировать проведение данных работ. При его разработке учитывается требование о минимизации для субъектов хозяйствования, использующих торговые автоматы, каких-либо дополнительных процедур, связанных с установкой СКНО.
Как заранее позаботиться о подключении к системе, чтобы с 1 июля 2012 г. не пришлось приостанавливать деятельность по использованию торговых автоматов? В целях своевременного выполнения требований законодательства Республики Беларусь, недопущения правонарушения и приостановления деятельности субъектам предпринимательской деятельности, использующим торговые автоматы, целесообразно заблаговременно до 1 июля 2012 г. подать в РУП ИИЦ заявку на установку СКНО и подключение торговых автоматов к системе. Сообщаем, что с 15 февраля 2012 г. РУП ИИЦ начал работу по составлению графиков установки СКНО в торговые автоматы. Предварительные заявки о включении в график установки СКНО в торговые автоматы следует направлять в РУП ИИЦ по адресу: 220005, г. Минск, пр. Машерова, 7–123; контактный телефон (017)269-19-44, факс (017)269-19-04, или в электронном виде на e-mail: ckta@info-center.by. В заявке необходимо указать наименование субъекта предпринимательской деятельности (фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя), подавшего заявку, и его УНП, количество торговых автоматов, места их установки, марку торгового автомата и используемого в нем купюроприемника, контактные телефоны для обратной связи. График установки СКНО в торговые автоматы составляется по мере поступления заявок. Установка СКНО в торговые автоматы будет осуществляться в первую очередь в соответствии с графиком. По мере освобождения специалистов РУП ИИЦ, осуществляющих подключение торговых автоматов согласно графику, будут подключаться торговые автоматы и по иным заявкам. С 1 июля 2012 г. применение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями торговых автоматов без встроенного кассового оборудования либо без использования СКНО запрещается. Ответственность за нарушение порядка приема наличных денежных средств с использованием торговых автоматов предусмотрена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Управление электронных систем контроля реализации товаров главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Технические аспекты системы контроля торговых автоматов
Система контроля торговых автоматов (далее – СКТА) представляет собой комплекс взаимодействующих информационных вычислительных подсистем, технологий, коммуникаций. Центральным звеном СКТА является центр обработки данных (далее – ЦОД), созданный в РУП ИИЦ, который обеспечивает сбор данных о работе торговых автоматов, осуществляет ее обработку, хранение, обеспечивает защиту и предоставление доступа к информации субъектам хозяйствования (владельцам торговых автоматов) и контролирующим (налоговым) органам. Передачу данных в центр обработки данных о работе торговых автоматов выполняет специально созданное устройство – средство контроля налоговых органов (далее – СКНО), обладающее функцией GSM/GPRS – связи. Передача данных устройством СКНО осуществляется по телеметрической сети передачи данных, организованной оператором сотовой подвижной электросвязи с использованием цифрового стандарта GPRS, применением механизмов и средств защиты данных, а также специально разработанных протоколов обмена. СКНО будет передавать в ЦОД информацию о произведенных транзакциях по приему торговым автоматом денежных средств, техническую информацию о состоянии торгового автомата, состоянии устройства СКНО в режиме реального времени (on-line). При возникновении проблем со связью устройство СКНО обеспечивает сохранение данных в энергонезависимой памяти и при возобновлении связи осуществляет передачу накопленных данных в ЦОД в пакетном режиме, после чего переходит в рабочий режим. Внешний вид устройства СКНО приведен на рисунке 1. Размеры изделия составляют 126х94х24 мм., вес – 0,056 кг.
Рис 1. Внешний вид устройства СКНО.
Устройство СКНО подключается к купюроприемнику торгового автомата, обеспечивает поддержку логических протоколов и физических интерфейсов MDB и PULSE (имеет соответствующие разъемы для подключения, для MDB MF-2x3 (Mini-Fit Jr), для Pulse AMP 172340-1, AMP 172332-1) в соответствии с действующими на них нормативными техническими документами. Дополнительно могут быть разработаны переходники для других протоколов. Предусматривается развитие и модификация встроенного программного обеспечения для поддержки других протоколов (в том числе, например, EVA-DTS). Питание устройства СКНО осуществляется от блока питания торгового автомата (напряжением 10 – 28 В) и имеет встроенную защиту от короткого замыкания по цепям питания. Варианты подключения СКНО к торговому автомату зависят от конструкций соединительных кабелей торгового автомата. Схемы подключения СКНО приведены на рис.2.
Рис. 2. Варианты подключения СКНО.
Для удобства обслуживания устройство СКНО имеет в своем составе светодиодные индикаторы, позволяющие отображать состояние самого устройства и состояние канала GSM/GPRS – связи, а также специальный переключатель предусмотренный для перевода СКНО в режим технологического функционирования (тестовый) режим. (Рис.3).
Рис. 3. Светодиодные индикаторы и переключатель.
Нажатием переключателя устройство СКНО переводится в санкционированный технологический режим для выполнения работ по обслуживанию торгового автомата и предоставлению возможности проверки функции приема купюроприемником денежных средств, с формированием соответствующего сообщения в ЦОД. По истечению заданного периода времени СКНО автоматически переходит в основной режим работы. Режим работы устройства СКНО подтверждается светодиодным индикатором: зеленый цвет – основной режим, оранжевый цвет — технологический режим работы. Устройство СКНО имеет возможность подключения дополнительных модулей (например, GPS), дополнительный интерфейс RS232 (SPI). Поддержка дополнительных модулей и интерфейсов осуществляется после соответствующей разработки при условии их востребованности в республике для значительного количества торговых автоматов (например, порядка 50), либо по отдельным договорам с владельцами торговых автоматов на возмездной основе. Размеры дополнительных модулей, типы и количество разъемов для подключения определяются на этапе проектирования. Информация, передаваемая СКНО в ЦОД, обрабатывается, накапливается и будет визуализироваться на специально разработанном Web-сайте (www.ckta.by). Доступ пользователей к общему разделу сайта обеспечивается с применением сети Интернет. Дополнительно, владельцы торговых автоматов, имеющие средства электронной цифровой подписи (ЭЦП), выданные удостоверяющим центром РУП ИИЦ получают возможность авторизироваться на Web-сайте и подключаться к закрытой части сайта, просматривать информацию о работе принадлежащих им торговых автоматов в режиме реального времени. Получают возможность просматривать оперативные сведения: - о работе торгового автомата (включен и работает, отключено питание, нет связи, проблемы с купюроприемником). Для наглядности данные предоставляются также и в графическом виде; - о приеме денежных средств торговым автоматом (сведения по каждой транзакции, а также почасовые продажи); - отчёты за сутки, месяц или любой произвольный период, выбранный владельцем торгового автомата о приеме торговым автоматом денежных средств (общая сумма продаж, средней показатель) и о простоях торгового автомата (время простоя); - сведения о торговых автоматах, подключенных к СКТА на текущее время (данные о временно отключенных торговых автоматах, данные о торговых автоматах, с которыми отсутствует связь); - сведения о технических специалистах владельца торговых автоматов, обслуживающих торговый автомат (при желании владельца торговых автоматов). Предоставленная владельцам торговых автоматов возможность позволит осуществить: - оптимизацию бизнес-процессов, выявление спроса на конкретные группы (конкретные изделия) товаров с учётом времени суток, дней недели, сезонности, места расположения торгового автомата (например, для принятия решения о замене торгового автомата или перемещении его в другое место и др.); - контролю инкассированных сумм, а также принятию решения о необходимости проведения инкассации торгового автомата; - контролю скорости расходования товаров (ингредиентов) в торговом автомате, что позволит своевременно планировать их пополнение; — оценке качества и эффективности работы персонала, обслуживающего торговый автомат (например, на основании сведений о времени простоя). При отсутствии средств ЭЦП владельцу торговых автоматов будут направляться ежемесячно отчеты в бумажном виде по почте или в электронном виде по электронной почте. Доступ работников контролирующих (налоговых) органов к закрытой части сайта также осуществляется с применением средств ЭЦП, выданных удостоверяющим центром Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь либо удостоверяющим центром РУП ИИЦ.